quto.ru
Опубликовано 11 июня 2017, 22:47

Лимузин Мао Цзэдуна и другие супермашины из потустороннего мира

Китайский коллекционер собирает автомобили местного производства, на примере которых рассказывает об истории КНР

Ло Вэнью — уникальный человек не только по меркам Китая. В его гигантском выставочном ангаре, расположенном в пригороде Пекина Хуайчжоу, собраны аутентичные экспонаты, пахнущие историей и моторным маслом. Речь о китайских автомобилях, которых у Ло Вэнью насчитывается около двухсот: от лимузина Мао Цзэдуна до настоящей пожарной машины.

Лимузин Мао Цзэдуна и другие супермашины из потустороннего мира

Собирать автомобили Ло начал в 1979 году, когда стал человеком редчайшего рода в тогдашнем Китае – автовладельцем. В тот год Вэнью приобрел синий автомобиль Warszawa, являющийся польской копией советской "Победы". Машина обошлась ему в 5000 юаней или 725 долларов.

Лимузин Мао Цзэдуна и другие супермашины из потустороннего мира

По словам китайского коллекционера, обладание автомобилем в те годы было чем-то невероятным. "Каждый день, перед тем как сесть за руль, я надевал чистые белые перчатки и солнечные очки. Даже если за окном была зима, я опускал стекло, чтобы окружающие меня видели", - вспоминает Ло Вэнью. Он также добавляет, что в те годы на дорогах практически не было машин, а регулировкой движения вместо светофоров занимались регулировщики. Словом, это был совсем другой мир, не похожий на современный Китай.

Лимузин Мао Цзэдуна и другие супермашины из потустороннего мира

В жизни Ло случился период, когда он работал водителем и возил государственных чиновников. Потом китаец занялся бизнесом, открыв сначала автомастерскую, затем – турагентство, а после – трассу для картинга. Однако в 1998 году он принял участие в ралли классических автомобилей Louis Vuitton Classic China Run, которое повлияло на него невероятным образом. Вэнью продал весь свой бизнес, на вырученные деньги купил первые классические автомобили, а в 2009 году – открыл свой автомобильный музей.

Лимузин Мао Цзэдуна и другие супермашины из потустороннего мира

Связи в правительстве дали Ло Вэнью "гуанси" – так в Китае называется местный аналог "связей" или "блата", который, впрочем, не несет в себе негативной окраски. Благодаря покровительству влиятельных людей коллекцию автомобилей удалось сохранить и увеличить. Сейчас собрание раритетных автомобилей служит для демонстрации необычного китайского дизайна, начиная с тех времен, когда автомобили были привилегией исключительно элиты. "Люди смотрели с трепетом на водителей, - описывает Ло время после китайской Культурной революции, когда в 1976 году страна начала открываться остальному миру. – На машинах ездили только чиновники и генералы, а мне посчастливилось купить ввезенную иномарку", - добавляет он.

Жемчужинами коллекции Ло стали автомобили Hongqi — широкие длинные черные лимузины, создаваемые специально для высокопоставленных чиновников. Один из таких автомобилей из коллекции Вэнью был построен в 1976 году специально для Мао Цзэдуна. Однако "Великий кормчий" не дожил до получения этой машины, в которой, помимо прочего были кожаные кресла, кондиционер, телефон и даже холодильник.

Лимузин Мао Цзэдуна и другие супермашины из потустороннего мира

"В те времена культура была такой, что все раздувалось до невероятных масштабов. Это было время, когда директор сталелитейного завода мог заявить, что выпустит тысячи тонн стали, а потом подготовить дутые отчеты, чтобы понравиться правительству. Поэтому автопроизводители тоже были увлечены гигантоманией и решили сделать для Мао самый длинный автомобиль", - рассказывает Вэнью.

Лимузин Мао Цзэдуна и другие супермашины из потустороннего мира

Влияние Мао чувствуется почти в каждом экспонате коллекции. Ло показывает красный автомобиль Dongfeng и объясняет, что китайские иероглифы на капоте появились в связи с тем, что Мао не понимал латиницу. А вот – ЗИС-110 1945 года выпуска с простреленными окнами. На этом автомобиле ездил председатель КНР Лю Шаоци, которого во время Культурной революции обвинили в предательстве. "Когда хунвейбины видели такой автомобиль, они швыряли в него камни, чтобы выразить свою ненависть. Это было время, когда люди верили, что нужно до основания разрушить старый мир, а потом построить новый", - поясняет владелец коллекции.

Лимузин Мао Цзэдуна и другие супермашины из потустороннего мира

Однако для самого Лю Вэнью самым значимым экспонатом стал Hongqi 770, построенный в конце 70-х, и принадлежавший Не Жунчжэню, маршалу Народно-Освободительной Армии Китая. Именно на этой машине Ло проехал 1300 км на ралли Louis Vuitton Classic China Run из Даляня в Пекин. Хотя пробег проходил в Китае, Вэнью оказался единственным местным водителем, которому разрешили принять в нем участие, благодаря чему он на некоторое время даже стал знаменитостью. "Во время ралли меня даже оштрафовали, потому что мою машину окружила толпа! Я помню, один дедушка держал на руках внучку и выронил её, когда я проезжал мимо. Все потому, что он начал аплодировать от радости!", - вспоминает Вэнью.

Лимузин Мао Цзэдуна и другие супермашины из потустороннего мира

Сегодня автомобиль в КНР – уже не признак принадлежности к элите, а сам Китай превратился в крупнейший автомобильный рынок в мире. Однако музей Ло служит хорошим напоминанием о тех радикальных переменах, которые произошли в стране за последние 40 лет. Есть ли еще машина, которую бы Ло Вэнью хотел бы увидеть в своей коллекции? Оказывается, да. "Я действительно хочу заполучить британский паровой автомобиль. Китайских машин у меня, вроде как, уже достаточно", - замечает он.

Автомобильные новости