Лимузин Мао Цзэдуна и другие супермашины из потустороннего мира
Ло Вэнью — уникальный человек не только по меркам Китая. В его гигантском выставочном ангаре, расположенном в пригороде Пекина Хуайчжоу, собраны аутентичные экспонаты, пахнущие историей и моторным маслом. Речь о китайских автомобилях, которых у Ло Вэнью насчитывается около двухсот: от лимузина Мао Цзэдуна до настоящей пожарной машины.
Собирать автомобили Ло начал в 1979 году, когда стал человеком редчайшего рода в тогдашнем Китае – автовладельцем. В тот год Вэнью приобрел синий автомобиль Warszawa, являющийся польской копией советской "Победы". Машина обошлась ему в 5000 юаней или 725 долларов.
По словам китайского коллекционера, обладание автомобилем в те годы было чем-то невероятным. "Каждый день, перед тем как сесть за руль, я надевал чистые белые перчатки и солнечные очки. Даже если за окном была зима, я опускал стекло, чтобы окружающие меня видели", - вспоминает Ло Вэнью. Он также добавляет, что в те годы на дорогах практически не было машин, а регулировкой движения вместо светофоров занимались регулировщики. Словом, это был совсем другой мир, не похожий на современный Китай.
В жизни Ло случился период, когда он работал водителем и возил государственных чиновников. Потом китаец занялся бизнесом, открыв сначала автомастерскую, затем – турагентство, а после – трассу для картинга. Однако в 1998 году он принял участие в ралли классических автомобилей Louis Vuitton Classic China Run, которое повлияло на него невероятным образом. Вэнью продал весь свой бизнес, на вырученные деньги купил первые классические автомобили, а в 2009 году – открыл свой автомобильный музей.
Связи в правительстве дали Ло Вэнью "гуанси" – так в Китае называется местный аналог "связей" или "блата", который, впрочем, не несет в себе негативной окраски. Благодаря покровительству влиятельных людей коллекцию автомобилей удалось сохранить и увеличить. Сейчас собрание раритетных автомобилей служит для демонстрации необычного китайского дизайна, начиная с тех времен, когда автомобили были привилегией исключительно элиты. "Люди смотрели с трепетом на водителей, - описывает Ло время после китайской Культурной революции, когда в 1976 году страна начала открываться остальному миру. – На машинах ездили только чиновники и генералы, а мне посчастливилось купить ввезенную иномарку", - добавляет он.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Жемчужинами коллекции Ло стали автомобили Hongqi — широкие длинные черные лимузины, создаваемые специально для высокопоставленных чиновников. Один из таких автомобилей из коллекции Вэнью был построен в 1976 году специально для Мао Цзэдуна. Однако "Великий кормчий" не дожил до получения этой машины, в которой, помимо прочего были кожаные кресла, кондиционер, телефон и даже холодильник.
"В те времена культура была такой, что все раздувалось до невероятных масштабов. Это было время, когда директор сталелитейного завода мог заявить, что выпустит тысячи тонн стали, а потом подготовить дутые отчеты, чтобы понравиться правительству. Поэтому автопроизводители тоже были увлечены гигантоманией и решили сделать для Мао самый длинный автомобиль", - рассказывает Вэнью.
Влияние Мао чувствуется почти в каждом экспонате коллекции. Ло показывает красный автомобиль Dongfeng и объясняет, что китайские иероглифы на капоте появились в связи с тем, что Мао не понимал латиницу. А вот – ЗИС-110 1945 года выпуска с простреленными окнами. На этом автомобиле ездил председатель КНР Лю Шаоци, которого во время Культурной революции обвинили в предательстве. "Когда хунвейбины видели такой автомобиль, они швыряли в него камни, чтобы выразить свою ненависть. Это было время, когда люди верили, что нужно до основания разрушить старый мир, а потом построить новый", - поясняет владелец коллекции.
Однако для самого Лю Вэнью самым значимым экспонатом стал Hongqi 770, построенный в конце 70-х, и принадлежавший Не Жунчжэню, маршалу Народно-Освободительной Армии Китая. Именно на этой машине Ло проехал 1300 км на ралли Louis Vuitton Classic China Run из Даляня в Пекин. Хотя пробег проходил в Китае, Вэнью оказался единственным местным водителем, которому разрешили принять в нем участие, благодаря чему он на некоторое время даже стал знаменитостью. "Во время ралли меня даже оштрафовали, потому что мою машину окружила толпа! Я помню, один дедушка держал на руках внучку и выронил её, когда я проезжал мимо. Все потому, что он начал аплодировать от радости!", - вспоминает Вэнью.
Сегодня автомобиль в КНР – уже не признак принадлежности к элите, а сам Китай превратился в крупнейший автомобильный рынок в мире. Однако музей Ло служит хорошим напоминанием о тех радикальных переменах, которые произошли в стране за последние 40 лет. Есть ли еще машина, которую бы Ло Вэнью хотел бы увидеть в своей коллекции? Оказывается, да. "Я действительно хочу заполучить британский паровой автомобиль. Китайских машин у меня, вроде как, уже достаточно", - замечает он.