Найден еще один способ спасти дизельные двигатели
Несколько лет назад Camcon представила собственную систему индивидуального управления клапанами двигателя или "свободного" управления фазами газораспределения, открывающая перед мотористами большие возможности по реализации разных термодинамических циклов. Технология интеллектуального управления клапанами IVA (Intelligent Valve Actuation) включает в себя крошечный распредвал для каждого клапана, который поворачивается при помощи электромотора, и позволяет мотору работать по циклу Миллера или Отто, либо вообще реализовать воспламенение от сжатия перенастройкой электронного управления. Более того, IVA допускает переключение между четырехтактным и двухтактным циклом, а также деактивацию части цилиндров при малой нагрузке. Технологию можно адаптировать к уже существующим двигателям – пришлось бы переделывать головки блока цилиндров, но это в любом случае дешевле, чем разработка агрегата с нуля.
Несмотря на многообещающую концепцию, она, равно как и другие экспериментальные системы индивидуального управления клапанами, не нашли применения в легковом массовом автомобилестроении. Причина проста – диковинные решения попросту не нужны в свете сравнительно скорой отставки двигателей внутреннего сгорания. Законодательные нормы в среднем отмерили им еще полтора-два десятка лет в развитых странах. Производителям невыгодно выкладываться в технологию, хотя контроль продолжительности открытия и подъема впускных и выпускных клапанов сулит снижение потребления топлива и вредных примесей в выхлопе. Другое дело дизайн или количество подстаканников…
Тем не менее, разработки Camcorn нашли применение в весьма интересных и стратегически важных областях автомобилестроения.
Первое направление заключается в создании интеллектуальных клапанных механизмов для однотипных экспериментальных одноцилиндровых двигателей, которые автопроизводители используют при разработках. Технология IVT (Intelligent Valve Technology) замещает распредвал электрическими актуаторами – они открывают и закрывают клапаны, осуществляя полный и точный цифровой контроль газораспределения. "Умный" клапанный механизм значительно ускоряет и облегчает процесс разработки и тестирования. Достаточно будет лишь нажать на кнопку, чтобы виртуально поменять профиль кулачков распредвала и, соответственно, параметры – разбирать головку блока цилиндров и менять распредвал не требуется. Один такой двигатель уже трудится в исследовательской лаборатории неназванной компании, а в следующем году появятся еще шесть агрегатов. К слову, по всему мире применяются более 500 исследовательских моторов.
Второе направление – это, как ни странно, грузовой сектор. На Camcon, оббивающую пороги автогигантов, обратили внимание производители коммерческой техники, которые также находятся в тисках экологических нормативов. И здесь решением становится IVT, позволяющая не только сделать дизельные двигатели экологичнее и примерно и на 5% экономичнее, но и значительно уменьшить размеры, вес и стоимость их головок блока цилиндров. Еще одним преимуществом технологии является возможность ее настройки на эффективное торможение двигателем, что позволит не применять на грузовиках специфичные и тяжелые системы типа тормоза-замедлителя или ретардера.
Двухтактный силовой или двенадцатитактный экономичный цикл, получение сигналов от GPS о передвижении по населенному пункту и, соответственно, необходимости снизить выброс оксидов азота – все это позволяет технология IVT при наличии электронного управления, регулирующего работу двигателя в зависимости от характера ездовых условий. Соответственно, третий пункт в перечне приоритетов Camcon – это использование искусственного интеллекта и нейронных сетей для большей результативности.