Неизвестный "Дастер": каким был "дедушка" популярного кроссовера?
Думаете, модель Duster появилась не так давно? Ошибаетесь! Почти 40 лет назад автомобиль с таким именем уже существовал.
На стартующем 12 сентября Международном автосалоне во Франкфурте компания Renault и дочерняя марка Dacia представят кроссовер Duster второго поколения. Это – премьера, которая важна не только для России, но и для Европы, поскольку "Дастеры" пользуют популярностью что у нас, что у них. К примеру, за весь 2016 год в странах Старого Света было продано почти 140 000 "Дастеров" – довольно неплохой результат для марки Dacia, которая позиционирует себя в качестве бюджетной. Ну, а про популярность кроссовера, который у нас продается под брендом Renault и говорить не стоит. Модель стабильно входит в десятку самых популярных новых автомобилей в нашей стране. Скажем, за 8 месяцев 2017 года у нас был продан 26 491 Renault Duster.
Все привыкли считать, что свое победное шествие имя Duster начало в 2009 году, когда был представлен кроссовер первого поколения. Однако мало кто знает, что бренду Duster почти 40 лет! На самом деле еще в 80-х годах ХХ века на некоторых рынках уже продавался автомобиль с таким именем. Правда, речь шла не о продукции марки Dacia, а о внедорожнике ARO 10, который также выпускался в Румынии с 1980 года. Эта модель представляла собой "младшего брата" модели ARO 24, производство которого началось еще в 70-х. По дизайну автомобиль не уступал своим зарубежным аналогам, а местам чем-то даже напоминал продукцию Land Rover.
В отличие от современного "Дастера", ARO 10 был полноценным внедорожником с рамной конструкцией. Поначалу обе подвески у автомобиля были независимыми, однако в дальнейшем сзади установили жесткую ось на продольных рессорах.
В движение ARO 10 приводился бензиновыми и дизельными двигателями объемом 1,3-1,9 литра мощностью 54-92 лошадиные силы. Любопытно, что, несмотря на времена социализма, создатели активно сотрудничали с западными производителями и использовали их моторы. Например, тут устанавливались агрегаты Daewoo, Volkswagen, Peugeot и, конечно же, Renault. Коробка – 4- и 5-ступенчатая механика. Привод автомобиля был полным, что позволяло ARO 10 быть довольно выгодным предложением на рынке наподобие советской "Нивы".
Вы спросите: "Но причем тут Duster?". Отвечаем. Все дело в том, что ARO 10 продавался не только в родной Румынии, но и поставлялся на экспорт. В разных странах модель называлась по-разному. Например, в Италии эту модель пробовали продавать под именем ACM Enduro x4. А вот в Великобритании румынский внедорожник как раз продавался в праворульной версии под именем Dacia Duster в период с 1984 по 1993 год. Причем в обычной модификации модель называлась Wagoon, а в версии со съемным верхом – Roadster. Не сказать, что автомобиль пользовался большой популярностью, но факт остается фактом – свой первый шаг за сердца любителей SUV название Duster сделало именно тогда.
я выбрал вместо рекламы.
А что же случилось потом? Модель ARO 10 продавалась с различными изменениями аж до 2006 года. Так что до появления современного "Дастера" его "дедушка" не дожил каких-то 3 года. Причем ARO 10 выпускался в различных модификациях – например, в виде четырехдверного внедорожника и пикапа.
Одной из наиболее интересных версий модели стал автомобиль ARO Spartana, который представлял собой пляжную модификацию того же ARO 10 — без жесткой крыши и с иными дверями. Кстати, эта версия также ушла с рынка в 2006 году.
Однако дерзость форм марке ARO не помогла: в 2003 году завод остановил производство, и в последующие три года лишь распродавал остатки продукции. А в 2006 году компания и вовсе объявила о своем банкротстве и перешла под внешнее управление. И остается лишь удивляться, что название Dacia Duster, когда-то использовавшееся в 80-х, не просто пережило все эти потрясения, но и стало очень и очень успешным. Пожалуй, это – к лучшему. Пусть и "Дастеры", которые продают сейчас, совсем другие.