Почему автомобили "уже не те"? 10 главных аргументов
Ездить на дедушкиной "Копейке" и старом BMW гораздо интереснее, чем на современном авто? Ничего удивительного! На это есть вполне объективные причины…
Сразу же оговоримся, мы ни в коем случае не выступаем против прогресса. За время своего существования автомобиль прошел гигантский эволюционный путь от непонятных самобеглых колясок, проигрывавших даже каретам и повозкам, запряженным лошадьми, до одного из самых красивых, удобных и быстрых видов транспорта. Даже за последние 25 лет машины стали гораздо быстрее, безопаснее и комфортнее, чем было до этого. Правда, у этого есть один существенный недостаток. Автомобили доставляют водителю все меньше и меньше удовольствия от вождения. Но почему? Ведь сегодня даже среднестатистический автомобиль В-класса, оснащенный мотором объемом всего лишь 1,6 литра, способен развивать очень высокие скорости по меркам середины ХХ века, да к тому же еще и гораздо комфортнее. Однако проблема заключается в том, что машины действительно становятся менее интересными по абсолютно объективным причинам. Мы собрали 10 факторов, которые привели к тому, что автомобили уже не доставляют нам былого удовольствия.
Фокус на пассивной безопасности
Никто не спорит, защита водителя и пассажиров в случае потенциальной аварии всегда должна быть на первом месте, ведь речь идет о человеческих жизнях. И хотя прогресс автоиндустрии в этой сфере можно только приветствовать, нельзя не отметить, что у него есть некоторые побочные дефекты. Какие? Например, страдает дизайн. Автомобили, создаваемые в наши дни, должны выдерживать краш-тесты, причем достаточно серьезные. Поэтому о настоящих экспериментах с формами как в 60-70-х годах можно забыть. Кроме того, чем больше различных систем безопасности, тем больше масса автомобиля, а, значит, и динамика.
Стремление к максимальному комфорту
Этот пункт похож на предыдущий, с той лишь разницей, что массу автомобиля увеличивают различные системы, отвечающие за комфорт водителя. Сейчас многим уже кажется, что без сидений с подогревом, кондиционера, электростеклоподъемников и мультимедийной системы с сенсорным экраном автомобиль будет "голым". Правда, при этом мало кто задумывается, что какой-нибудь старый BMW Е30 способен подарить ничуть не меньше радости от вождения, хотя у него нет и десятой доли указанных "прибамбасов". Есть и другой момент. Концентрация на дополнительных опциях ведет к тому, что человек обращает все меньше внимания на ездовые характеристики автомобиля, и все больше сравнивает машины как какие-нибудь гаджеты.
Рост размеров
Вроде бы, этот пункт можно только приветствовать. Скажем, сегодня какая-нибудь Skoda Fabia превосходит по размерам Volkswagen Golf первого поколения, хотя формально относится к классу "В". Но у этого явления тоже есть оборотная сторона. Из-за увеличения размеров покупателю начинает казаться, что он купил "больше машины", чем есть на самом деле. А на ездовых характеристиках это явление при этом никак не сказывается.
Ужесточение требований по экологии
Помимо объективно положительных явлений в виде более чистого воздуха, ужесточение норм по выбросам СО2 привело фактически к смерти атмосферных моторов большого объема. Но дело не только в этом. Концентрация на экологии приводит к тому, что производители начинают больше думать о том, как уложиться в жесткие рамки, вместо того, чтобы конструировать более совершенные технические моторы. А некоторые компании так вообще начинают хитрить, и пытаются "обмануть систему" – достаточно вспомнить знаменитый "Дизельгейт". А ведь буквально 30 лет назад "грязные" машины никого не смущали, и, почему-то еще и доставляли всем радость.
Распространение турбонаддува
В наши дни турбомоторы ставятся практически на каждую модель, продаваемую на рынке. Вроде бы, новые двигатели мощнее старых. Однако если вспомнить, что сами автомобили также стали больше и тяжелее, то можно понять, что весь этот плюс начисто убивается. В общем, современные турбомоторы малого объема "фана" от езды также не добавляют, к тому же, традиционные "атмосферники" обычно отличаются лучшей надежностью.
Установка усилителя рулевого управления
Этот пункт может показаться странным, но мы все же поясним, что имеем в виду. Все дело в удовольствии от "кручения баранки". Да, сегодня поворачивать руль гораздо проще, чем 50 лет назад, и фактически даже превратилось из работы в развлечение. Однако именно раньше человек за рулем чувствовал, что он – Водитель с большой буквы, а не просто пользователь машины. А еще без "усилка" гораздо лучше чувствуется обратная связь от автомобиля. Короче говоря, современные усилители рулевого управления отличаются точностью и остротой, но радости это никак не прибавляет.
Гибридизация
Буквально 15 лет назад гибриды на дорогах встречались довольно редко, сейчас автомобили с такой силовой установкой есть у каждого уважающего себя производителя, а уже очень скоро гибриды окончательно станут обычным делом. В ряде европейских стран, например, уже готовятся запретить машины, в которых установлен только классический ДВС. Конечно, гибриды потребляют меньше топлива и производят значительно меньше вредных выбросов. Вот только гибридная силовая установка сложнее в конструкции, и практически всегда подразумевает установку автоматической или роботизированной коробки передач. А заодно увеличивает и массу автомобиля. То есть ни погонять толком, ни поработать с друзьями в гараже вы с такой машиной уже, скорее всего, не сможете.
Новые шины
Автомобильную резину прогресс затрагивает точно так же, как и все остальное. Конечно, современные шины лучше держат дорогу, чем их аналоги из прошлого. Со всех точек зрения это – плюс. Но если вы любите позажигать за рулем, это – небольшой, но минус. Дело в том, что современные шины нередко имеют очень тонкую грань между хорошим сцеплением с дорогой и срывом. Как следствие, езда на предельных значениях превращается в чем-то даже в большее испытание, чем раньше. Причем покупка старых или дешевых шин не решает эту проблему.
Неотключаемая система стабилизации
Динамическая система стабилизации или ESP – это технология, которая спасла от ДТП и их последствий ни одну сотню водителей. Однако поскольку система борется с потерей управляемости автомобиля при помощи торможения того или иного колеса и снижения оборотов двигателя, "позажигать" с ней по-настоящему не получится. Неслучайно кнопку отключения ESP даже прозвали "кнопкой удовольствия". Правда, сейчас функцию электронного контроля устойчивости делают все более неотключаемой. Даже на спортивных моделях вроде BMW M в соответствующем режиме ESP не отключается до конца, вмешиваясь в самый последний момент. В общем, безопасности от этого, конечно, больше, а радости от вождения, увы, меньше.
Распространение АКП
Конечно, к пункту АКП в данном случае надо отнести все подобные коробки – и классические гидротрансформаторы, и роботы с двумя сцеплениями, и вариаторы. Хотя технически это, конечно, совершенно разные коробки. Но суть заключается в другом: современные трансмиссии избавляют водителя от необходимости самостоятельно переключать передачи. Более того, они зачастую справляются с этой задачей быстрее живого человека. Вроде бы радоваться, да и только. Но какой же был кайф сесть в машину с "ручкой", поехать и чувствовать, что ты управляешь автомобилем, а не он – тобой. Не случайно даже Porsche до сих пор поставляет в США 911-е с МКП, хотя в этой стране большинство никогда не садилось за руль машины с "механикой". Правда, рано или поздно, наверное, сдадутся и они. Автомобили станут еще удобнее, а радости – еще меньше.
Фото: Shutterstock / VOSTOCK Photo