Шорох и трепет. Как электрический smart склоняет к революции
Электрификация продолжает переворачивать мир. Скоро будем ездить на автомобилях по примеру smart electric drive. Хотите этого или нет.
"Забудьте все, чему вас учили в школе", - так поначалу говорят первокурсникам на университетских занятиях. После одного дня в компании с электрическим "Смартом" и его создателями мне захотелось в похожем ключе обратиться к самым громким защитникам привычных двигателей внутреннего сгорания. К самому себе в первую очередь.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Дело в том, что smart electric drive – это не просто абсолютно "зеленый" автомобиль. А самая что ни на есть новая схема, я бы сказал, "автопотребления", которая может устроить революцию в твоем сознании. Точнее, обязательно устроит. Не сегодня, не сразу во всех уголках мира, но это произойдет.
Кина не будет?
Сначала о технике. Конструкция вроде бы не будоражит воображение, но, поверьте, все особенные качества стандартного "Смарта" в совокупности дают удивительные ощущения в электрическом варианте. Ведь он маленький, все еще быстрый и легкий. Хоть и на 200 кг тяжелее бензинового, масса все равно едва переваливает за тонну. А запас хода в новом поколении 160 км!
Да быть такого не может… Во всех характеристиках автопроизводители обычно врут о расходе. Ну, не то чтобы нагло, просто цикл измерений далек от реальности. Поэтому я делал все, чтобы у меня не получилось. Мучился в пробках на тесных улицах Тулузы. Гонял по сельским залихватским дорожкам с остервенением тракториста в день получки. Достиг искусственно ограниченной "максималки" в 130 км/ч на трассе. И непременно со всеми электроприборами, даже ненужными. Хотя климат можно было отключить – в феврале на юге Франции +18. Да и музыку тоже. Зачем, если машина своим шорохом никак не нарушает пение птиц? Прости, природа – надо, надо для эксперимента!
И… неужели? Запас хода уменьшается в заявленных пропорциях. Плюс-минус 10-15 километров в зависимости от условий. Браво инженерам "Смарта". Как я ни пытался, но припасенную фразу из "Джентльменов удачи" "Кина не будет – электричество кончилось", smart так и не дал повода произнести.
На самом деле сыграли свою роль водительские навыки. Я допускаю, что, скажем, у начинающей девушки результат будет на 10-20% хуже. Просто smart нужно правильно вести – "смартово". Включив рекуперацию, я для более эффективного возвращения энергии почти не использовал педаль тормоза. Это не так уж сложно. И даже на закрученных донельзя загородных дорогах – тоже. Мне хватило каких-то 30 минут за рулем, чтобы приноровиться к эко-режиму и забыть о торможении. При этом замедление само по себе не доставляет какого-либо дискомфорта. И плавно, и "энергосберегающе". Цифры на приборке – шикарные.
А теперь подумайте – у вас часто бывает ежедневный пробег больше 160 км? Думаю, если мы проведем сейчас голосование на сайте, таких "дальнобойщиков" окажется всего ничего. Финансовые траты же – минимальные.
И удовольствие получите такое же, как в обычном "Смарте". Версия electric drive ну очень цепкая. Батарея емкостью 17,6 кВт∙ч установлена в полу, и за счет более низкого центра тяжести автомобиль интереснее управляется. С 82-сильным электромотором и 160 Нм тяги на задней оси ездить можно динамично. А если бы еще ESP отключалась, вообще было бы хулигански.
"Электромалыш" готов к любой манере вождения и любым условиям. "Конечно, если за бортом не минус 50", - смеется продакт-менеджер Рувен Ремп. А нам, россиянам, не смешно. Вот когда электрокары будут продаваться под девизом "Да хоть минус 50!" и батареи в мороз не будут высаживаться, тогда вам точно конец, мои любимые, могучие бензиновые моторы. Будем лелеять вас, как дедушкин граммофон, хотя сами слушаем музыку через айфон. По пути на работу в электромобиле. Например, в "Смарте".
Так небезопасно же?
Древний стереотип со времен, когда коробка-автомат считалась предметом роскоши. Когда-то любой крохотный автомобиль был антонимом безопасности. Капсула смерти, бешеная табуретка, адская мензурка. Умники до сих пор упражняются в острословии, описывая бессмысленность микрокаров. Но сегодняшние высокопрочные материалы и их цена в производстве позволяют безболезненно для финансов потребителя укреплять любую машину.
Я смотрю на усиленный подрамник "Смарта", выставленный для демонстрации, и все равно с трудом верится, что в машине в случае чего останется нечто живое. Читая мысли, ответственный за пассивную безопасность инженер Уве Лобенвайн показывает видео, как разбиваются в одинаковых условиях S-класс и smart. Для водителя и пассажиров результат один. Так, а если не в стену, а друг с другом? Да-да, мерседесовцы и так размозжили. А с кроссовером GLE? Аналогично. Встреча, которая по идее должна закончиться для "Смарта" плачевно, обходится без жертв. И батарея тоже защищена как следует. При боковых ударах она не деформируется, чего и добивались в "Смарте".
А что еще получает владелец?
Как минимум, и это возможно уже давно, различные льготы. Даже в России, хоть и очень медленно, покупатели электромобилей получают бонусы. Например, в виде бесплатной парковки в Москве.
Но это далеко не все. В Европе для владельцев электрических "Смартов" уже начала действовать специальная услуга – по сути, совместное использование парковочных мест среди "смартоводов" с помощью мобильного приложения. Оно же позволило запустить сервис аренды самого автомобиля. Когда машина не нужна, собственник сдает ее, кому захочет, предоставив код доступа. Что-то вроде каршеринга, только для частных лиц. То есть на электрическом "Смарте" можно еще и заработать!
Если не хочется с этим связываться, мобильные технологии smart как минимум облегчат жизнь. Организовать доставку пиццы, посылки и всего остального прямо в машину – легко. Хоть это и не уникальная разработка, но "смартовский" сервис уже работает в нескольких "экспериментальных" городах Европы. И я не сомневаюсь, что с годами охватит весь мир.
Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество – познав smart electric drive, хочется повторить Булгакова. Еще бы! Ведь получается гигантская экономия на всем. От расходов на эксплуатацию до платы за парковку. Вдобавок автомобиль и заработать дает… Это ваше будущее, господа.
Алексей Дмитриев,
фото smart
Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!
Технические характеристики smart electric drive
fortwo | forfour | |
Габариты (длина / ширина / высота), см | 269,5 / 166,3 / 155,5 | 349,5 / 166,5 / 155,4 |
Колёсная база, см | 187,3 | 249,4 |
Снаряжённая масса, кг | 1085 | 1200 |
Объём багажника, л | 265-350 | 185-975 |
Двигатель | Синхронный трехфазный электродвигатель | |
Мощность, л. с. | 82 | |
Крутящий момент, Нм | 160 | |
Запас хода | 160 | 155 |
Привод | Задний | |
Разгон 0-100 км/ч, с | 11,5 | 11,8 |
Максимальная скорость, км/ч | 130 |