Журнал
04 апреля 2017 в 20:00

Шорох и трепет. Как электрический smart склоняет к революции

Электрификация продолжает переворачивать мир. Скоро будем ездить на автомобилях по примеру smart electric drive. Хотите этого или нет.

"Забудьте все, чему вас учили в школе", - так поначалу говорят первокурсникам на университетских занятиях. После одного дня в компании с электрическим "Смартом" и его создателями мне захотелось в похожем ключе обратиться к самым громким защитникам привычных двигателей внутреннего сгорания. К самому себе в первую очередь.

Reload
1 / 14

Дело в том, что smart electric drive – это не просто абсолютно "зеленый" автомобиль. А самая что ни на есть новая схема, я бы сказал, "автопотребления", которая может устроить революцию в твоем сознании. Точнее, обязательно устроит. Не сегодня, не сразу во всех уголках мира, но это произойдет.

Электрическим может быть любой smart – двухдверный, четырехдверный и кабриолет. Последний, к слову, уникален. Других "зеленых" автомобилей с открытым верхом не существует.

Кина не будет?

Сначала о технике. Конструкция вроде бы не будоражит воображение, но, поверьте, все особенные качества стандартного "Смарта" в совокупности дают удивительные ощущения в электрическом варианте. Ведь он маленький, все еще быстрый и легкий. Хоть и на 200 кг тяжелее бензинового, масса все равно едва переваливает за тонну. А запас хода в новом поколении 160 км!

Да быть такого не может… Во всех характеристиках автопроизводители обычно врут о расходе. Ну, не то чтобы нагло, просто цикл измерений далек от реальности. Поэтому я делал все, чтобы у меня не получилось. Мучился в пробках на тесных улицах Тулузы. Гонял по сельским залихватским дорожкам с остервенением тракториста в день получки. Достиг искусственно ограниченной "максималки" в 130 км/ч на трассе. И непременно со всеми электроприборами, даже ненужными. Хотя климат можно было отключить – в феврале на юге Франции +18. Да и музыку тоже. Зачем, если машина своим шорохом никак не нарушает пение птиц? Прости, природа – надо, надо для эксперимента!

И… неужели? Запас хода уменьшается в заявленных пропорциях. Плюс-минус 10-15 километров в зависимости от условий. Браво инженерам "Смарта". Как я ни пытался, но припасенную фразу из "Джентльменов удачи" "Кина не будет – электричество кончилось", smart так и не дал повода произнести.

Салон любого smart хорошо приспособлен для городской езды. Водителю и переднему пассажиру, если они стройные, совсем не тесно, а в багажнике даже короткой версии умещается пара больших рюкзаков. В четырехместной – и того больше.

На самом деле сыграли свою роль водительские навыки. Я допускаю, что, скажем, у начинающей девушки результат будет на 10-20% хуже. Просто smart нужно правильно вести – "смартово". Включив рекуперацию, я для более эффективного возвращения энергии почти не использовал педаль тормоза. Это не так уж сложно. И даже на закрученных донельзя загородных дорогах – тоже. Мне хватило каких-то 30 минут за рулем, чтобы приноровиться к эко-режиму и забыть о торможении. При этом замедление само по себе не доставляет какого-либо дискомфорта. И плавно, и "энергосберегающе". Цифры на приборке – шикарные.

А теперь подумайте – у вас часто бывает ежедневный пробег больше 160 км? Думаю, если мы проведем сейчас голосование на сайте, таких "дальнобойщиков" окажется всего ничего. Финансовые траты же – минимальные.

И удовольствие получите такое же, как в обычном "Смарте". Версия electric drive ну очень цепкая. Батарея емкостью 17,6 кВт∙ч установлена в полу, и за счет более низкого центра тяжести автомобиль интереснее управляется. С 82-сильным электромотором и 160 Нм тяги на задней оси ездить можно динамично. А если бы еще ESP отключалась, вообще было бы хулигански.

Помимо погодных условий, в России трудности подкинет зарядка. Чтобы заполнить батарею быстро – за 45 минут до 80%, нужно специальное дорогое устройство ценой 2500 евро. От обычной сети процесс займет до 12 часов.

"Электромалыш" готов к любой манере вождения и любым условиям. "Конечно, если за бортом не минус 50", - смеется продакт-менеджер Рувен Ремп. А нам, россиянам, не смешно. Вот когда электрокары будут продаваться под девизом "Да хоть минус 50!" и батареи в мороз не будут высаживаться, тогда вам точно конец, мои любимые, могучие бензиновые моторы. Будем лелеять вас, как дедушкин граммофон, хотя сами слушаем музыку через айфон. По пути на работу в электромобиле. Например, в "Смарте".

Так небезопасно же?

Древний стереотип со времен, когда коробка-автомат считалась предметом роскоши. Когда-то любой крохотный автомобиль был антонимом безопасности. Капсула смерти, бешеная табуретка, адская мензурка. Умники до сих пор упражняются в острословии, описывая бессмысленность микрокаров. Но сегодняшние высокопрочные материалы и их цена в производстве позволяют безболезненно для финансов потребителя укреплять любую машину.

Я смотрю на усиленный подрамник "Смарта", выставленный для демонстрации, и все равно с трудом верится, что в машине в случае чего останется нечто живое. Читая мысли, ответственный за пассивную безопасность инженер Уве Лобенвайн показывает видео, как разбиваются в одинаковых условиях S-класс и smart. Для водителя и пассажиров результат один. Так, а если не в стену, а друг с другом? Да-да, мерседесовцы и так размозжили. А с кроссовером GLE? Аналогично. Встреча, которая по идее должна закончиться для "Смарта" плачевно, обходится без жертв. И батарея тоже защищена как следует. При боковых ударах она не деформируется, чего и добивались в "Смарте".

А что еще получает владелец?

Как минимум, и это возможно уже давно, различные льготы. Даже в России, хоть и очень медленно, покупатели электромобилей получают бонусы. Например, в виде бесплатной парковки в Москве.

Но это далеко не все. В Европе для владельцев электрических "Смартов" уже начала действовать специальная услуга – по сути, совместное использование парковочных мест среди "смартоводов" с помощью мобильного приложения. Оно же позволило запустить сервис аренды самого автомобиля. Когда машина не нужна, собственник сдает ее, кому захочет, предоставив код доступа. Что-то вроде каршеринга, только для частных лиц. То есть на электрическом "Смарте" можно еще и заработать!

Если не хочется с этим связываться, мобильные технологии smart как минимум облегчат жизнь. Организовать доставку пиццы, посылки и всего остального прямо в машину – легко. Хоть это и не уникальная разработка, но "смартовский" сервис уже работает в нескольких "экспериментальных" городах Европы. И я не сомневаюсь, что с годами охватит весь мир.

Стоимость smart electric drive в Европе – от 22 000 евро. Сколько будет стоить в России, пока неясно.

Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество – познав smart electric drive, хочется повторить Булгакова. Еще бы! Ведь получается гигантская экономия на всем. От расходов на эксплуатацию до платы за парковку. Вдобавок автомобиль и заработать дает… Это ваше будущее, господа.

Алексей Дмитриев,

фото smart

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!

Технические характеристики smart electric drive

fortwo

forfour

Габариты (длина / ширина / высота), см

269,5 / 166,3 / 155,5

349,5 / 166,5 / 155,4

Колёсная база, см

187,3

249,4

Снаряжённая масса, кг

1085

1200

Объём багажника, л

265-350

185-975

Двигатель

Синхронный трехфазный электродвигатель

Мощность, л. с.

82

Крутящий момент, Нм

160

Запас хода

160

155

Привод

Задний

Разгон 0-100 км/ч, с

11,5

11,8

Максимальная скорость, км/ч

130