Опубликовано 07 февраля 2019, 01:44

Служу России: 5 машин, которыми гордилась вся страна

Отдавая дань уважения удивительным и неординарным транспортным средствам, созданным инженерами ныне несуществующей страны, мы вспоминаем очевидное и невероятное.

1. Трактор КМЗ-700 "Кировец"

Что удивительного может быть в сельскохозяйственной технике? Представьте себе, очень много чего! Если у вас на дачном участке стоит КМЗ-700, то вы можете смело и небрежно ронять фразы, мол, "есть у меня старенький артиллерийский тягач". И это не будет враньем!

Служу России: 5 машин, которыми гордилась вся страна

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

Ведь "Кировец", разработанный в годы Холодной войны советским конструктором танков и тракторов, героем Социалистического Труда и лауреатом четырех Сталинских премий Жозефом Яковлевичем Котиным, задумывался как техника двойного назначения. Выглядит трактор соответствующе: среди себе подобных он – настоящий монстр. Причем, чудовищность машины проявлялась не только в габаритах (длина превышала 7 м, а ширина – 2,5 м) или полной массе более 12 тонн, но и в силе. К слову, на К-700 ставились агрегаты вплоть до 12-цилиндрового мощностью 300 л.с. Отдача двигателей позволяла в 2,5-3 раза увеличивать производительность сельхозработ по сравнению с другими моделями тракторов. Кроме того, машина зарекомендовала себя очень надежной и оказалась массовой: производилась с 1962 по 2002 год, при этом по состоянию на 1995 год было выпущено 401 300 экземпляров.


2. Вездеход "Харьковчанка"

Это не еще один монстр на гусеницах, а так называемое "изделие 404° C", разработанное по инициативе Института Арктики для работы в полярных (читай – экстремальных) условиях. Первая антарктическая экспедиция 1955 года оказалась весьма сложной для тракторов ЧТЗ и тяжелых артиллерийских тягачей АТ-Т – потребовалась специфичная и специализированная машина, которую создал завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева совместно с Харьковским авиационным заводом.

Вездеход создали за три месяца, назвав по месту дислокации авторов проекта. В основу легло шасси тягача АТ-Т с 520-сильным дизелем. В дюралюминиевой кабине площадью 28 квадратных метров проложили восемь слоев теплоизоляции, разместили восемь спальных мест, санузел, камбуз, радиостанцию и отопитель. В результате получился гигантский 35-тонный дом на гусеничном ходу, способный тащить за собой прицеп массой до 70 тонн. Недостаток же являлся следствием преимущества: доступ в моторный отсек организовали прямо из жилого модуля, дабы проводить работы в теплом помещении, и в итоге выхлопные газы просачивались в салон. Модель второго поколения, появившаяся в 1974 году, была лишена недостатка предшественницы. В частности, кабина стала отдельной, а находящимся в жилом модуле со значительно улучшенной теплоизоляцией не приходилось дышать выхлопными газами, поскольку доступ к моторному отсеку из "комнаты" ликвидировали. Машины обеих генераций по сей день служат полярникам.


3. Вездеход "Витязь"

Без преувеличения колоссальный аппарат, чье полное название звучит как ДТ-30 "Витязь", был разработан ветераном Великой Отечественной войны Константином Осколковым. Вездеход задумывался в качестве транспортера баллистических ракет, которые он смог бы доставлять на самые непроходимые и недоступные территории. Первоначально машина не имела бронезащиты и военные отнеслись к ней со скепсисом, хотя оффроудный потенциал "Витязя" оказался беспрецедентным. Монстр полной массой 28 тонн мог тянуть за собой 30-тонный прицеп, преодолевая четырехметровые рвы и оставляя позади полутораметровые склоны. При этом удельное давление на грунт – всего 0,29 кг/кв.см.

О тяговых способностях следует сказать особо. Вездеход приводится 39-литровым 12-цилиндовым дизельным двигателем, развивающим 800-1000 л.с. в зависимости от модификации. Конструкция двухзвенная, а, значит, гигант длиной 16 м имеет достаточную маневренность. Сперва "Витязь" отправился служить в геологическую разведку и нефтяную промышленность, а с появлением бронированных версий вернул к себе интерес военных. Модификации ДТ-30ПМ с броневой защитой обитаемого отсека приняли участие в экстремальных испытаниях, которое устроило Минобороны РФ – вездеходы прошли 2400 километров, ощутили на себе 60-градусный мороз, ветер скоростью до 35 м/с, глубокий снег и прочие радости Крайнего Севера. Интересно, что та экспедиция стала первой, когда спецтехника прошла от материковой части России (а, именно, Тикси) до острова Котельный.


4. Вездеход "Шаман"

Позвольте представить гордость России – грандиозный автомобиль, который успел побывать в руках немецкого журналиста и приведший коллегу в истинный восторг своей колоссальной проходимостью. "Шаман" – это четыре ведущие управляемые оси, восемь колес, независимая подвеска, 3,0-литровый дизель Iveco (146 л.с. и 350 Нм), агрегатированный с шестиступенчатой механической коробкой передач, 260 л топлива на борту. И да – он большой! Длина равна 6300 мм, ширина – 2500 мм, а высота – 2700 мм.

В настоящее время "Шаманы" выполняют крайне важную и ответственную миссию – встречают приземлившихся космонавтов и транспортируют их обратно в цивилизацию. Так, например, весной 2017 года вездеход встретил экипаж корабля "Союз МС-06".


5. Вездеход "Шерп"

Бытует мнение, что в России не любят строить дороги, а потому собаку съели на внедорожниках и вездеходах. Уникальных "суперпроходимцев" как штучных, так и массовых у нас и впрямь немало. И, когда речь заходит о самых экстремальных машинах, которыми по праву гордится родина, то в числе первых вспоминается знаменитый "Шерп". В отличие от упомянутых выше монстров, он – сущий кроха. Его длина – всего 3400 мм, зато ширина и высота практически одинаковые, равные 2520 мм. С учетом габаритов машине вполне достаточно 1,5-литрового дизельного двигателя, который обеспечивает грузоподъемность в тонну и позволяет буксировать 2,4-тонный прицеп.

Обратите внимание на геометрическую проходимость – она идеальная! Колесной базы, считай, нет, равно как и свесов, поэтому "Шерп" с колесами диаметром 160 см способен брать препятствия высотой до 70 см и плавать. Управление организовано посредством двух рычагов и пары педалей. Один из главных секретов снегоболотохода заключается в пневмоциркуляционной подвеске: шины связаны между собой каналами с изменяемым сечением, которое можно регулировать. В реальности это выглядит так – когда "Шерп" наезжает колесом на препятствие, то происходит распределение давление по другим шинам таким образом, что повышается их возможность к деформированию.

В МЧС проводили испытания "Шерпа", но, по некоторым данным, не заинтересованы в машине, которая фактически создана лишь для бездорожья и мало подходит для езды по твердой поверхности как минимум из-за повышенного износа шин. Тем не менее, вездеход участвовал в спасательных операциях на территории России и… Канады, где у производителя есть местный дистрибьютор. Так, в мае 2018 года он помог спасти девять человек, которые заблудились и оказались посреди болота.

Автомобильные новости