quto.ru
Опубликовано 11 октября 2016, 12:00

Татары идут на Америку

Почему никто не может обогнать КамАЗ

Мы выяснили, почему КамАЗовцы дома спят в палатках и занимаются в спортзале в масках.

Гуляя по зданию команды "КАМАЗ-мастер", мы ненароком забрели в спортзал, где тренируются гонщики. Первое, что бросилось в глаза - странные аппараты с трубками, маски, похожие на химзащиту, и куча непонятных свертков. Нет, спортсмены не готовятся к ядерной атаке и не знают чего-то, чего не знаем мы.

Зато они знают, что значительная часть "Дакара-2017" проходит по высокогорью, на уровне до 4500 метров над уровнем моря. Непонятные свертки, принятые вначале за защитные костюмы, оказались палатками, причем исключительно для домашнего использования. Звучит бредово?

Чтобы команда была адаптирована к разреженному воздуху и не получила горную болезнь, подготовку начали уже сейчас. Аппараты с трубками выдают воздух по составу близкий к тому, что будет на большой высоте. А палатки - герметичные, их участникам "Дакара" выдают на дом, туда необходимо закачать разреженный воздух и спать, чтобы организм привыкал к недостатку кислорода и днем и ночью. Так им и приходится ночевать - вроде дома, но в полной изоляции, и с треском машинки, выдающей нужный воздух. "Палатка для двух человек, можно жену с собой взять", - отшучивается заслуженный штурман команды Айдар Беляев.

Многих интересует, что в кузове у боевого автомобиля. Он практически пустой - топливный бак и запасные колеса.

Многих интересует, что в кузове у боевого автомобиля. Он практически пустой - топливный бак и запасные колеса.

Гонщикам в принципе приходится уделять немало времени физической подготовке: нагрузки, причем не только у пилотов, а у всей команды огромные. В машине нет никаких систем отопления или кондиционирования, так что холод или жара, а приходится ехать. Тряска при движении в боевом режиме такая, что не каждый обычный человек выдерживает и 10 минут езды в штурманском кресле. Компрессионные повреждения позвоночника – практически профессиональная травма.

Боевая машина в действии

Узнать, что такое езда на боевом КамАЗе в боевом режиме удастся и нам. На испытательном полигоне уже ждут две машины. Те самые, что вскоре отправятся на Дакар покорять Америку. Боевые автомобили – трехместные. В них едут пилот, штурман и механик. Технички – четырехместные, но про них немного позже.

Первая непростая задача – попасть в кабину. Никаких подножек или ручек нет. Примерная схема такая: одной ногой на колесный болт, другой - на верхушку колеса, а потом подтягиваться, схватившись за кресло. Дверной проем ограничен силовым каркасом. Забираемся, пристегиваемся четырехточечными ремнями – по-другому в данном случае просто нельзя. Ковши делаются четко под участников гонки – только пристегнувшись понимаю, что кресло мне велико и болтать будет нещадно. Как выяснилось позже, самое неприятное, когда машина попадает в колею и на большой скорости начинает рыскать по ней. Ощущение, что тебя бьют сразу с двух сторон – синяки на ребрах будут еще долго напоминать о поездке. Если бы сиденье было по размеру, было бы значительно лучше. «Держите головы» - напоминает перед трамплином Айрат Мардеев – если не быть готовым, при ударе о землю можно сломать шею. Но в общем и целом, при нормальной физической подготовке все терпимо. А ощущение, когда огромная девятитонная машина безотказно слушается пилота, совершенно непередаваемое.

Татары идут на Америку

Кроме боевых машин, всю гонку вместе с ними едут технические автомобили. Это большие трехосные КамАЗы. Они доработанные, но сделаны уже не на сварной раме, а на шасси обычных грузовиков. Кабины – четырехместные. В экипаже – водитель, электрик, моторист и ночной механик. Задача последнего – приводить в порядок боевые автомобили, пока остальная команда отдыхает. Еще одна машина – "гостиница", в ней есть кухня, а кузов оборудован по принципу купейного вагона поезда. Там команда обустраивается на отдых. Удобство, конечно, так себе - точь-в точь, как в поезде. Но в любом случае, все лучше, чем просто в пустыне.

Техничка - "гостиница".

Техничка - "гостиница".

Все машины собираются в собственном небольшом цеху, практически все изготавливается своими руками. Для боевых с нуля, из металлических заготовок, свариваются рамы и кабины. «Это маленький завод, начиная от рамы и заканчивая окраской», - рассказывает Айдар Беляев, заслуженный штурман команды. Самостоятельно производят и топливные баки, и радиаторы, и даже колесные диски. Конечно, ряд запчастей закупается. Например, рессоры поставляются с Чусовского рессорного завода, покрышки - фирмы Continental, вся трансмиссия - от немецкой компании ZF. Для крепежа резьбовых соединений которые поддаются большой нагрузке в гонке, и технического обслуживания грузовиков используются специальные клеи и герметики Loctite компании Henkel, с которой команда сотрудничает на протяжении многих лет.

{174978}

Моторы хоть и закупаются у сторонних предприятий – Тутаевского завода(ТМЗ) и немецкой Liebherr, перед тем как пойти в работу, полностью разбираются, проходят отладку и необходимые испытания, и собираются вновь КамАЗовскими мотористами, вручную. К двигателям Liebherr пришлось прийти после изменения регламента "Дакара" - появилось ограничение по объему моторов, не более 16,5 литра. Таких моторов у ТМЗ нет, машины с 18-литровыми моторами остались для африканской гонки.

Четкого разделения механик-пилот в команде нет. Все пилоты так или иначе участвуют и в инженерных разработках и непосредственно в сборке машин. После дня, проведенного с командой, становится очевидно, что основной залог успеха "КАМАЗ-мастер" – именно человеческий фактор.

Гонка "Дакар-2017" стартует 2 января и пройдет по трем странам - Парагвай, Боливия и Аргентина. За две недели участникам предстоит проехать около 9 тысяч километров. Несмотря на угрозу срыва участия из-за недостатка финансирования, команда "КАМАЗ-мастер" отправляется в бой в полном составе. Единственная корректировка планов - новый капотный грузовик не успевают доработать, в этом году он останется дома. КамАЗ будет представлен четырьмя экипажами, пилоты - Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Дмитрий Сотников и Антон Шибалов.

Софья Клейменова

Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Вконтакте, Facebook, YouTubeи Instagram.

Автомобильные новости