quto.ru
Опубликовано 18 февраля 2020, 18:50

Тайна ЗиЛ "Чебурашки": зачем в СССР создали суперскоростной грузовик

Припавшая к земле модифицированная кабина армейского "зилка", гром V-образной "восьмерки" и легковушка на хвосте, тщетно пытающаяся догнать невиданный бешеный грузовик… Это описание не американского мускулистого пикапа, а отечественного неизвестного монстра.

Спецтранспорта, недоступного простым гражданам, в СССР было предостаточно. Всенародную славу обрели "Волги"-"догонялки" с двигателями V8, восхищенные взгляды приковывали правительственные "Чайки" и ЗИЛы. Но имелись на просторах Страны Советов и другие машины специального назначения, не отличавшиеся изяществом, но и не становившиеся от этого менее интересными. Один из них – причудливый франкенштейн ЗИЛ-113Г, ласково прозванный "Чебурашкой" и обладавший яростью, которой позавидовала бы целая армия иностранных грузовиков.

Тайна ЗиЛ "Чебурашки": зачем в СССР создали суперскоростной грузовик

Мускулистые рамные пикапы типа GMC Syclone, Ford F-150 SVT Lightning и многочисленные экстремальные "австралийцы" с легковой конструкцией манят и завораживают. Но знаете ли вы, что "Чебурашка" по сути был их родственником, хоть и дальним? Это настоящий советский масл-трак, созданный для выполнения специфичных задач. О происхождении таинственного, припавшего к земле грузовика с кабиной армейского ЗиЛ-131 ходят разные красивые легенды, однако фактическое предназначение машины оказалось совершенно неожиданным. "Чебурашка" представлял собой сухопутный эквивалент самолета-заправщика и снабжал топливом экспериментальные автомобили во время дорожных испытаний.

Дело в том, что при проведении тестов на дорогах общего пользования в полный рост вставала проблема с обеспечением бензином. Она оказалась настолько острой, что зиловцам пришлось разработать скоростной "танкер", способный сопровождать на быстроходную технику. Угнаться за ней для грузового автомобиля с большим запасом топлива в кузове представлялось сверхзадачей, поэтому инженеры пошли на нестандартный шаг.

Тайна ЗиЛ "Чебурашки": зачем в СССР создали суперскоростной грузовик

За основу сумасшедшего заправщика был взят не грузовик, как это может показаться, а… списанный бронированный лимузин. Предшественник "Чебурашки" был построен на базе ЗиС-115 и маскировался с помощью кабины от ЗИЛ-157 и деревянной платформы. Автомобиль мог развивать до 120 км/ч и не отставать от легковушек во время испытаний.

Преемник устаревшего "танкера" создавался уже из ЗИЛ-114, оснащенного 7,0-литровым двигателем V8 мощностью 300 л.с. В его случае маскировка не могла скрыть ярко выраженные странности – уменьшенный дорожный просвет, маленькие колеса и условный спойлер перед возвышавшимся над кабиной тентом соседствовали с переделанной кабиной от ЗИЛ-131, создавая странный и таинственный образ. Все становилось на свои места на трассе – "Чебурашка", способный поддерживать скорость в районе 170 км/ч, шокировал рядовых водителей, для которых режимы свыше 100-120 км/ч казались запредельными. Надо ли говорить, что для "Жигулей", "Волг" и "Москвичей" супергрузовики оказывались недосягаемыми. Еще сильнее была реакция у тех, кому доводилось заглядывать в кабину "оборотней", где были кожаные сиденья и другие невиданные атрибуты роскоши. Таинственность породила разные легенды, однако "Чебурашки" в секретных операциях не участвовали, а лишь подвозили топливо и при необходимости доставляли на завод комплектующие.

Закончили "Чебурашки" – из открытых источников известно, как минимум о двух таких машинах – увы, плохо. В девяностые годы предприятие подумывало о малотоннажных грузовиках.

Тайна ЗиЛ "Чебурашки": зачем в СССР создали суперскоростной грузовик

Скоростная спецтехника для этого была слишком дорогой и тогда мир увидел ЗиЛ-4305 – куда более утилитарный и традиционный, с 6,0-литровым двигателем и пятиступенчатой механической коробкой передач. Но серийное производство начать не удалось. Героя нашего рассказа разобрали в 2000 году, и он канул в историю.

Автомобильные новости