Установка предпускового подогревателя двигателя
Как следует из названия, предпусковый подогреватель позволяет прогреть агрегат и облегчить холодный запуск. Зачем это нужно? Особенности пуска мотора в условиях низких температур известны едва ли не каждому российскому автомобилисту в сильные морозы масло в двигателе густеет, а, если аккумулятор разряжен, то прокрутитьs коленвал вряд ли получится. Впрочем, удачный запуск в подобных условиях не приносит двигателю пользу. Некоторое время он работает, условно говоря, "на сухую" – загустевшему маслу требуются мгновения, чтобы разойтись по всему агрегату, а до тех пор внутренним деталям приходится тяжело. В особенности, холодный запуск вреден для поршневой группы.
За изобретение предпускового подогревателя холодные регионы мира должны благодарить американского инженера Эндрю Фримена, который в 1949 запатентовал устройство, подогревающее охлаждающую жидкость. Устройство по сути является кипятильником с той лишь разницей, что предстоит повысить температуру охлаждающей жидкости, которая в свою очередь прогревает двигатель и готовит его к запуску. Немаловажно, что некоторые подогреватели могут не только облегчать холодный пуск двигателя и поддерживать его постоянную температуру во время остановок, но и выступают в роли отопителей салона. Системы бывают неавтономного и автономного типа. О каждом из них и поговорим.
Принцип действия неавтономного электрического предпускового подогревателя
Устройства данной категории подключаются к сети переменного тока напряжением 220 В, то есть, перед нами система, не имеющая возможности функционировать автономно, но имеющая сравнительно простую схему установки. В ую очередь она включает в себя такой компонент как электрический нагревательный элемент в герметичном теплообменнике мощностью от 500 до 5000 Вт. Он подключается врезками в систему охлаждения патрубками, либо непосредственно в саму рубашку охлаждения. Циркуляция антифриза при нагреве происходит за счет разницы температур – теплая его часть поднимается вверх, а более холодная опускается в нижнюю часть рубашки. Как несложно догадаться, схема подключения подразумевает установку подогревателя в самый низ, но если речь идет о подогревателе двигателя с помпой, "гоняющей" антифриз, то подключить его к охлаждающей системе можно где угодно.
Терморегуляция обеспечивается благодаря реле – когда нагрев достигает определенного значения, оно отключает устройство, а при понижении температуры вновь запускает его. Среди других компонентов предпускового подогревателя электронный блок управления с таймером, блок для подзарядки аккумуляторной батареи и вентилятор для прогрева салона.
Преимущества и недостатки электрических подогревателей
Если говорить о сильных сторонах систем данного типа, то это сравнительная доступность и простота – при желании можно самостоятельно установить предпусковый подогреватель. Недостатком же можно считать зависимость от розетки с напряжением 220 В. Очевидно, что использование, скажем, на экспедиционных внедорожниках невозможно, зато разогревать мотор в зимние холода электрическим устройством смогут те, кто живет на нижних этажах и имеют возможность протянуть кабель до автомобиля.
Что такое автономные предпусковые подогреватели
Устройства данные типа полностью отличаются от простых систем, описанных выше. Они обеспечивают автономность, используя бензин или дизельное топливо, а потому могут применяться без привязки к внешнему источнику электроэнергии. Подбираются в зависимости от объема двигателя.
Система устроена сложнее электрической неавтономной и может состоять из следующих компонентов – электронного управляющего блока, который контролирует такие параметры как температура, подача топлива и воздуха, топливного насоса, топливной магистрали, нагнетательного устройства для подачи воздуха в камеру сгорания, котла с камерой сгорания и теплообменником, насоса для принудительной циркуляции, который прокачивает по системе охлаждающую жидкость, блока управления подогревателем и реле управления вентилятором заводской печкой для прогрева салона. Это если вкратце.
Автономные системы бывают жидкостные, работающие непосредственно с двигателями, и воздушные для отопления салона. В первом случае они потребляют от 0,5 л топлива в час и обеспечивают прогрев агрегата примерно за 15-20 минут. Во втором – расход ожидаемо куда меньше, порядка 250 грамм в час.
В свою очередь жидкостные системы делятся на предпусковые подогреватели и штатные догреватели. Таким образом, разница очевидна уже в названии. Подогреватели готовят мотор к запуску, повышая температуру антифриза примерно до 75 градусов, в то время как догреватели поддерживают рабочую температуру в пробках и при движении по трассе, когда теплоотдача ниже и климатическая система не может обеспечить достаточную подачу теплого воздуха в салон.
Принцип работы автономного предпускового подогревателя
Устройство питается топливом из бака транспортного средства – как и в случае с двигателем внутреннего сгорания, после запуска горючее подается в камеру сгорания, где смешивается с воздухом, а затем воспламеняется при помощи свечи зажигания. Тепло, образовавшееся в процессе сгорания топливно-воздушной смеси, передается через стенки теплообменника. Помпа "гоняет" охлаждающую жидкость по малому контуру, то есть, в пределах рубашки охлаждения и отопителя салона.
Тем временем, штатный догреватель, не имеющий собственного жидкостного насоса, автоматически включается, когда за бортом автомобиля ниже +5 С и греет охлаждающую жидкость до 75 градусов. Если антифриз остывает, и его температура падает ниже этой отметки, догреватель вступает в дело.
Преимущества и недостатки жидкостного подогревателя
Главная сильная сторона – возможность запускать двигатель в морозы без особых проблем и не растрачивать его ресурс при холодных пусках. Также установка повышает комфорт эксплуатации, поскольку больше не нужно будет ждать, пока оттает наледь на стеклах. Автономные устройства можно использовать также во время движения для помощи штатному обогреву, что особенно актуально в случае с "холодными" дизельными двигателями. Другое, не всем очевидное преимущество заключается в экономии топлива при холодных пусках и прогревах. Впрочем, экономия в данном случае довольно условна, поскольку подогреватель может стоить весьма немало и в этом заключается один из его недостатков. Другим минусом называют считать потребление электрического тока некоторыми компонентами системы из аккумуляторной батареи, что может сравнительно быстро разрядить подсевшую.