ВС разъяснил, как вернуть деньги за бракованный автомобиль
В обзоре судебной практики приводнятся несколько дел. В первом случае автомобилист обнаружил технические неисправности в автомобиле в течение 15 дней после покупки. Он потребовал от дилера заменить машину либо вернуть деньги, но тот отказал. В результате вопрос решался в суде: в ходе независимой экспертизы было установлено, что транспортное средство имеет заводские недостатки.
Верховный суд пояснил, что в случае, если новоиспеченный владелец сталкивается с дефектами автомобиля в течение 15 дней после покупки, то не имеет значения, существенные недостатки или нет. Он вправе потребовать от продавца расторгнуть договор.
Иная ситуация, если автовладелец не успевает сделать этого за 15 дней. ВС приводит другое дело: гражданка Н. приобрела машину, которая постоянно ломалась. В результате она более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока не могла пользоваться транспортным средством. Этот случай осложнялся тем, что женщина эксплуатировала автомобиль в другой стране и вынуждена была отправлять машину дилеру на эвакуаторе – путь занимал 3 дня в одну сторону. Кроме того, она дважды ремонтировала машину у иностранного дилера. Устав от постоянных проблем со строим транспортным средством, автомобилиста решила вернуть его продавцу и забрать деньги.
Верховный суд отметил, что ремонт автомобиля в сервисном центре иностранного государства не учитывается при решении вопроса о расторжении договора при наличии международной гарантии, которая у автомобилистки имелась. И при принятии решения о расторжении договора нужно принимать во внимание все дни, в которые она не имела возможности ездить на машине. Иными словами, не только дни, в которые проводился ремонт, но и те, которые были потрачены на эвакуацию.
По закону, автомобиль можно вернуть дилеру или потребовать возврата средств при совокупности следующих обстоятельств: невозможности в течение хотя бы одного года гарантии пользоваться автомобилем более чем 30 дней; невозможности использования, обусловленной неоднократными ремонтами; и устранения во время ремонтов разных недостатков товара.
Таким образом, в обеих ситуациях требования автовладельцев о расторжении договора с продавцом были обоснованы и законны.