За год в России появилось более 100 новых моделей
На Москву надвигается циклон «Каутано»
Наказание за подделку справок для водительских прав
Утопленники
В России выпустят подушки безопасности
De Tomaso создал уникальный рычаг КПП
Цены на такси ставят новые рекорды
Стоимость обновлённой Lada Vesta
Найден способ искоренить вредные привычки за рулём
Toyota запатентовала «отслаивающуюся краску»
Опубликовано 16 сентября 2022, 14:04
4 мин.

Эксклюзив Quto: конструкция автомобиля в 1910 году

В дореволюционной России автомобилисты могли выбрать машину с бензиновым, электрическим или паровым двигателем.
Современные автомобили — это сложные механизмы с массой электронных компонентов, внушительным ассортиментом систем безопасности и водительских ассистентов. Но в дореволюционной России конструкция машин или, как их тогда называли, автомобильных колясок, была намного проще. Благодаря совместному проекту Quto.ru с Национальной электронной библиотекой мы смогли внимательно изучить издание 1910 года и узнать все технические особенности транспорта того времени.

«Автомобилизм, распространившийся со столь чудесной быстротой, в настоящее время стал обычным явлением. И не более как через несколько лет всем станут очевидны его выгодные стороны. Те, кому судьба улыбается, будут продолжать разъезжать в быстрых и удобных колясках лучшей фабрикации, которыми столь обязан автомобилизм», — считает автор книги Николай Орловский.

По мнению писателя, «люди дел и все те, кого занятия заставляют часто передвигаться, будут пользоваться маленькими колясками для деловых разъездов и прогулок». Он также отметил, что автобусы смогут удовлетворить потребности пассажиров в больших городах, в то время как для загородных поездок лучше подойдут поезда и трамваи.

Эксклюзив Quto: конструкция автомобиля в 1910 году

«Хотите вы или нет, автомобиль получит необычайное распространение, потому что он служит ступенью прогресса и является естественным способом передвижения, без которого нет работы и, следовательно, для жителей государства нет богатства», — уверен Орловский.

Автор пояснил, что машины в 1910 году работают по сравнению со своими предшественниками очень тихо. При этом транспорт не похож на «шумящую сложную игрушку», и состоит он из простых комплектующих.

Эксклюзив Quto: конструкция автомобиля в 1910 году

Основой для автомобилей служит остов, или шасси. Он представляет собой брусья и формовую сталь, соединённые поперечинами и формовыми. Последние по форме более всего напоминают железнодорожные рельсы. Впрочем, в зависимости от производителя, изгиб формовых разный.

«Остов лежит или, как говорится, подвешен на рессорах», — пояснил писатель.

Передние рессоры одинарные, задние двойные, часто сделаны в форме крюка.

Эксклюзив Quto: конструкция автомобиля в 1910 году

Двигатель устанавливается на переднюю ось. Чисто технически дореволюционные «коляски» не отличаются от современных: моторный отсек закрыт капотом. Рядом с двигателем расположены коробка передач, карбюратор, радиатор, магнето (он же система зажигания), а также смазыватель с капельником перед глазами водителя. Привод — цепь или кардан.

Ещё одной важной составной частью является дифференциал. Это система, позволяющая колёсам крутиться с одной скоростью в поворотах.

ДВС — это взрывной двигатель. Так его называли в дореволюционной России из-за взрывов топлива внутри цилиндра.

В начале прошлого столетия существовали три вида двигателей — бензиновый, электрический и паровой. Однако наиболее перспективным тогда называли первый.

«Паровой мотор отличался лёгкостью и равномерностью работы. У него нет механизма перемены передач. Но испаритель воды по-прежнему не вполне удовлетворителен, он слишком громоздкий и тяжёлый», — пояснил Орловский.

Помимо этого, испарители с моментальным испарением были «подвержены разрывам, быстро их губящим».

Ещё одним недостатком подобной конструкции автор называет слишком высокую стоимость изготовления. Если также учесть крайне слабую термическую отдачу парового мотора и котла-испарителя, то лучше всего подобные силовые установки подходили для медленной перевозки тяжёлых грузов.

Электрические моторы считались более совершенными ещё в начале 1900-х годов. Однако слабые аккумуляторы и «проблемы в отношении добывания источника энергии» сводили все плюсы электрокаров на нет.

Эксклюзив Quto: конструкция автомобиля в 1910 году

«И если его чрезвычайно высокая отдача, его большая мощность, его несравненная приспособляемость и лёгкость управления определяют его именно в качестве мотора для тяги, то, с другой стороны, малая ёмкость аккумуляторов ограничивает его поле действия определённой площадью вокруг заводов или станций заряжания аккумуляторов», — считает писатель.

Помимо этого, содержание подобных машин было очень дорогим, а состояние элементов питания требовало тщательного надзора. Так что чаще всего подобная техника использовалась в городских экипажах для небольших пробегов, исключительно для демонстрации роскоши.

Эксклюзив Quto: конструкция автомобиля в 1910 году

Бензиновые двигатели были лишены недостатков паровых и электрических двигателей. В частности, они были «практически бесшумны», удобны и практичны, но при этом лишились «верёвки у копыта, не отпускающей дальше определённого расстояния от станции подзаряжания аккумуляторов». И, по мнению автора, это окупает главные недостатки «взрывных» моторов, то есть дым и «не всегда приятный» запах.

К слову, в начале прошлого века кандидатам в водители, которые хотели стать профессионалами и работать за рулём, приходилось сдавать углублённый экзамен на знание техники. Всем остальным этого не требовалось.

Эксклюзив Quto: конструкция автомобиля в 1910 году

Не менее важной частью автомобиля являлся кароссери, то есть кузов. И стоит отметить, что тогда покупатели не были стеснены в выборе и могли выбрать как небольшую двухместную машину, так и семейную семиместную «коляску».

К слову, уже в то время автомобили могли развивать довольно внушительную скорость. Так, если в 1898 году ралли «Париж — Амстердам» было пройдено со средней скоростью 45,5 км/ч, то в 1903 году на ралли «Париж — Мадрид» средняя скорость победителя составила 105 км/ч. К слову, эта гонка запомнилась зрителям огромным количеством аварий, так что она стала последней на дорогах общего пользования.

Эксклюзив Quto: конструкция автомобиля в 1910 году

Вместо этого Автоклуб Франции в 1906 году учредил Гран-При по кольцевым гонкам на большие дистанции. В том же году автомобиль Renault преодолел 1238 км со средней скоростью 101 км/ч, а год спустя Fiat развил 113,5 км/ч на марафоне протяжённостью 769 км.

При этом на коротких дистанциях автомобили были способны разогнаться более 200 км/ч. Это продемонстрировал Mercedes в США, когда смог развить 212 км/ч.

Эксклюзив Quto: конструкция автомобиля в 1910 году

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

«Конечно, мы нисколько не на стороне тех, кто усаживается на голых остовах с большими и малыми моторами и бешено мчатся, находя счастье в том, чтобы ехать немного скорее разумных, подвергая своё лицо морозному или раскалённому ветру», — резюмирует Орловский.

[]