Покорение Африки русским водителем: путешествие 1915 года
Продолжаем изучать книгу о путешествии из Ниццы в Монако вокруг Средиземного моряВ первой части книги экипаж в составе водителя Андрея Энгеля, его охранника и грузчика Боба Вилсона, проводника и переводчика мистера Кина и летописца Евгения Кузьмина успешно (хотя и не без приключений) тронулись в путь протяжённостью 11 000 км и добрались до границы Испании, во второй — почти доехали до парома, на котором должны переправиться на Чёрный континент.
Перед самым отправлением из Европы Вилсон осуществил своё давнее желание — встал пораньше и пробрался в гараж, где тщательно отмыл автомобиль.
«Когда остальные члены экспедиции, встревоженные его отсутствием, заглянули в гараж, то увидели там настоящий потоп: вода лилась повсюду и Боб, грязный и мокрый, с засученными рукавами, радостно распоряжался целой ватагой рабочих и мальчишек. Пыль и грязь, так старательно накопленные за дорогу, были безжалостно смыты, и наш автомобиль, до сего времени аккуратно спрятанный в чехле из грязи, появился на свет Божий во всей своей непристойности», — говорится в книге.
Спутники, однако, порыв товарища не оценили. Владелец машины расстроился, что вокруг всё залито водой, а мистер Кин и вовсе заявил, что мойка — непозволительная и даже вредная роскошь для машины. Впрочем, штатный механик экипажа был непреклонен и твёрдо решил довести дело до конца.
Вскоре в порт Картагены прибыл корабль, на котором компания должна была переправиться через море, и путешественники решили пойти посмотреть на судно.
«Сооружение это никоим образом не внушало доверия и не соблазняло совершить морскую прогулку. Грязный, маленький, полугрузовой пароход имел такой жалкий и непривлекательный вид, что мы все были обескуражены, однако для подбодрения Энгеля начали похваливать», —пишет Кузьмин.
К слову, при покупке билетов транспортная компания обязалась выгрузить автомобиль и обеспечить пассажиров каютами, но грузить его на судно водитель должен был сам. Когда же они приехали к причалу, пускать их на борт решительно отказались без одобрения таможни. Сотрудники последней же, как оказалось, впервые видели триптики и отказывались ставить в документах отметки. Впрочем, как только путешественники предложили просто отметить выезд машины из Испании и не соблюдать прочие формальности, этот вопрос был улажен.
С трудом заехав на палубу по шатким, грубо сваренным мосткам, и прикрыв машину своим же брезентом, пассажиры попытались искать свои каюты. Но никто из экипажа не мог их показать, а кто-то особенно остроумный и вовсе предложил им разместиться в одной комнате, так как они были единственными пассажирами. Так что они решили занять лучшие номера, куда перенесли свои вещи и заперли двери на ключ. Который для верности взяли с собой, а сами пошли прогуляться по местной рождественской ярмарке.
Само плавание заняло одну ночь, так что проснулись путешественники уже в Алжире, в порту Орана.
«Всё шло аккуратно по часам: в пять мы приехали, в шесть нас разбудили, в семь встало солнце, в восемь нас выгрузили, в девять пришло таможенное начальство, в десять нас выпустили на волю и в одиннадцать мы пили уже кофе в отеле “Континенталь”. Скоро и просто», — отмечает автор.
Впрочем, сам процесс выгрузки был достаточно нервным. Арабы достаточно «варварски» привязали автомобиль канатами и поднимали паровой лебёдкой, которая «того и гляди, сама развалится», а одежда портовых рабочих была мало приспособлена для работы — длинные балахоны, в которых грузчики постоянно путались.
Когда же туристы, наконец, выпили кофе и позавтракали, они решили отправиться на прогулку за город. Сам Оран оказался «типично европейским» городом, разве что очень грязным. Однако и в нём, и за его пределами шоссе оказались отличного качества (особенно после Испании), а места — крайне живописными.
Полностью ознакомиться с книгой «По Африке на автомобиле» от 1915 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
На следующее утро путешественники выбрались в сторону столицы страны — города Алжира. Путь их пролегал по новой, только недавно открытой трассе вдоль побережья. Которое оказалось прекрасным и проходило по красивейшим местам, где космический пейзаж с разноцветными песками сменялся эвкалиптовыми лесами и уютными пляжами.