Журнал «Циклист»: о чём писали столичные журналисты в 1895 году. В конца XIX века в России не было автомобилей, а велосипеды только начинали появляться и вызывали в обществе большой интерес. И, разумеется, кому-то нужно было рассказывать о главных новинках в области транспортных средств. Одним из первых специализированных печатных изданий стал журнал «Циклист», который издавался в Москве. Благодаря сотрудничеству и Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакции Quto удалось внимательно ознакомиться с содержанием еженедельника. Первый номер журнала увидел свет в январе 1895 года и выходил вплоть до 1904 года. В 1897 году, когда велосипеды стали особенно популярны, а различные соревнования на педальном транспорте переживали настоящий расцвет, издатель попытался выпускать журнал ежедневно, однако издание от этого решения только проиграло, так что спустя год он снова начал выходить раз в неделю. Стоит отметить, что главным отличием «Циклиста» от «Самоката», который издавался в Санкт-Петербурге, являлось обилие красочных иллюстраций и почти полное отсутствие технических статей. Тем не менее, еженедельник пользовался популярностью у москвичей, а различные велосипедные сообщества столицы с удовольствием сотрудничали с ним. К слову, в конце 1800-х годов подписаться на издание можно было не только в России, но также в Париже, Берлине и Лондоне.Впрочем, уже в начале XX века велосипедный спорт начал терять свою популярность, вслед за ним кризисные времена настали и у «Циклиста». В 1903 году он стал выходить раз в две недели, а в 1904-ом и вовсе закрылся. Во втором номере журнала, который вышел 14 января 1895 года, авторы пытаются найти грань между аматеризмом (любительским спортом) и профессионализмом, а также указывают на не самый, с их точки зрения, правильный подход к спортсменам в Великобритании. «Англия, классическая страна спорта, впервые установила различие между аматеризмом и профессионализмом, а могущественный союз National Cycling Union выработал особенно строгие правила против профессионалов. Следствием этого было то, что многие гоночные ездоки Англии подвергались преследованиям, которые велись с редким усердием, достойным лучшего применения. Скоро многие видные представители циклизма были объявлены профессионалами и устранены от участия в гонках. Конечно, гонки от этого не стали интереснее», — пишет автор.Редактор уточняет, что в результате многие именитые британские спортсмены-любители вынуждены были переехать во Францию, а качество соревнований в стране значительно снизилось. В следующей статье рассказано, как правильно нужно лидировать в гонках и что не стоит бояться ехать первым.Ситуация настолько дошла до абсурда, что организаторы соревнований, особенно если речь идёт о длинных дистанциях, вынуждены были ввести так называемых лидеров — велосипедистов, которые ехали впереди спортсменов. При этом лидеры не являются участниками заезда, могут сменяться и должны сойти с дистанции перед финишем. Присутствуют в еженедельнике и анонсы предстоящих событий. Так, во второй половине января «во время обычного катания» на манеже в Москве должен пройти маскарад, разрешение на проведение которого уже получено. А в самом конце месяца столичный клуб велосипедистов запланировал проведение спортивного заезда для женщин.Помимо этого, авторы «Циклиста» сообщали новости из мира транспортных средств со всего мира. Так, в Европе в то время всё больше входили в моду трёхколёсные велосипеды. Всё чаще их можно встретить в Париже и Лондоне, особенно зимой. Также уточняется, что в Париже в середине января стояла прекрасная, тёплая и бесснежная погода, благодаря чему на улицах города было необычно много для зимы велосипедистов и велосипедисток.Полностью ознакомиться со вторым номером журнала «Циклист» вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки. В итальянском Милане же на март 1895 года было запланировано проведение крупной велосипедной выставки. Ранее подобные мероприятия были проведены в Англии, Франции и Бельгии.