Как проехать 2 500 км на 1 литре бензина

Студенты ведущих технических колледжей и университетов Европы продемонстрировали прототипы автомобилей, способные проезжать тысячи километров, расходуя минимальное количество энергии.

Битва самых экономичных транспортных средств недавно прошла в Лондоне: более 170 команд из 29 стран боролись за звание лучших в различных номинациях. Впервые в истории этой битвы под названием эко-марафон «Шелл», который проходит с 1939 года, Россию представляли сразу две команды: молодые инженеры из Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) и студенты Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ).

Правила битвы

Самые экономичные автомобили определяются на закрытом гоночном треке — участникам необходимо проехать десяток кругов, затратив на это минимальное количество энергии. В этом году кольцевая трасса, состоявшая из нескольких опасных поворотов и одного затяжного подъёма, была длиной 1 577 м. Командам необходимо было проехать по 10 кругов, уложившись при этом в максимально допустимое время — 39 минут. Если же болид задерживается на трассе на более продолжительное время, то эта попытка не засчитывается (всего участникам предоставляется четыре попытки).

Автомобили претендентов на звание самых экономичных делятся на два типа: прототипы (prototype) и городские концепты (urban concept). В отличие от прототипов, концепты (на фото) имеют четыре колеса, водительское кресло, стеклоочистители, фары, задние фонари и даже буксировочные проушины

В качестве источника энергии студенты используют бензин, электричество, водород, синтетическое топливо, сжатый природный газ, дизель и этанол. В этом году бензин, дизель и спирт объединили в одну категорию — «двигатели внутреннего сгорания». Наряду с электромобилями это была самая многочисленная группа. Если говорить про команды из России, то МАДИ в качестве топлива традиционно выбирает бензин, а вот УГАТУ, впервые попавшие на соревнования, выбрали этанол.

Российские команды против всех остальных

Обе наши команды выступают в классе Prototype — низкие трёхколёсные каплевидные автомобили, которые чем-то похожи на лежачие велосипеды, накрытые обтекаемым корпусом. Только, разумеется, педалей там нет, а есть двигатель внутреннего сгорания, водородные топливные элементы или электрическая батарея. Пилот в такой машине располагается в горизонтальном положении на спине. Свободного пространства в таком болиде очень мало, точнее, машина специально проектируется для водителя небольшого роста. Кстати, на эко-марафоне «Шелл» есть ограничение по весу пилота. Водитель не должен весить меньше 50 килограммов.

Автомобиль класса Prototype — трёхколесное транспортное средство, в котором пилот располагается в горизонтальном положении

Кроме требований к весу пилота на эко-марафоне существует множество других ограничений — перед тем, как выпустить команду на трассу, автомобиль должен пройти строгий технический контроль, на котором специалисты «Шелл» проверят тормоза, обзорность, топливную систему, громкость звукового сигнала, быстроту эвакуации пилота из машины и многое другое. Битва за экономию энергии — не детская забава, а серьёзные соревнования, где во главу угла ставится безопасность.

Так, например, команда MADI eco-Team с первого раза не прошла техническую комиссию. Причина — недостаточно громкий звуковой сигнал! Дело в том, что, по правилам соревнований, при обгоне одного участника другим, тот, кто едет быстрее, должен давить на клаксон в течение пяти секунд, а если этого не сделать, то команда может получить предупреждение. Именно поэтому, когда в одном месте на трассе скапливается сразу несколько автомобилей, в воздухе появляется сильный какофонический шум, прямо как в Тбилиси на перекрёстках с круговым движением.

Команда MADI eco-Team (Андрей Сотсков и Олег Ребров) со своим автомобилем в паддоке

Со всем остальным у московской команды проблем не возникло. Это и понятно, ведь МАДИ на одном и том же автомобиле принимает участие в этих соревнованиях уже в пятый раз. Однако болид MADI eco-Team год от года совершенствуется. Сейчас он представляет собой автомобиль, в основе которого лежит углепластиковая рама, на которую закреплен двухсекционный кузов (основание и крышка), алюминиевый подрамник под двигатель и другие агрегаты. В качестве силовой установки используется двигатель Honda GX35б объёмом 35 кубов и мощностью 1,26 л. с., топливо в который подаётся сжатым воздухом (бензонасосы запрещены техрегламентом).

Второй год подряд соревнования проходят в Лондоне в Олимпийском парке Queen Elizabeth Olympic Park. Часть трассы пролегает прямо по городским дорогам, которые, конечно, на время эко-марафона закрывают для движения «обычных» автомобилей

Из интересных инженерных решений стоит отметить необычное рулевое управление: вместо традиционного руля в прототипе по краям от пилота расположены ручки-качалки. Эта система тяги, заменяющая традиционное рулевое колесо, позволяет заметно улучить обзорность. Но, чтобы обращаться с таким рулевым управлением, нужна определённая сноровка.

Проверка всех систем болида MADI eco-Team перед началом квалификационных заездов

Результаты битвы

В этом году команда МАДИ смогла улучшить свой прошлогодний результат — 238 км на 1 литре бензина (в 2016 году — 193 км). Чтобы понять, как такое возможно, надо понимать «механику процесса». Участники соревнований пользуются двигателем кратковременно, по несколько секунд давя на газ, а всё остальное время автомобиль катится по инерции. Соответственно, болиды, у которых лучше аэродинамика, накат, эффективность силовой установки и вес, добиваются результата в 1 000 км на одном литре и больше. В этом году в Лондоне на стадионе Queen Elizabeth Olympic Park команда Microjoule-La Joliverie из французского лицея Сан-Жозеф Ля Жоливери показала результат 2 503 км на одном литре бензина Shell V-power с октановым числом 95.

Участие в битве за звание лучших экономичных автомобилей принимают не только студенты технических университетов, но и учащиеся колледжей и школ

Чем же обусловлена такая большая разница в результатах? Первое, на что стоит обратить внимание, — вес болида. Если машина МАДИ весит порядка 47 кг, то автомобили лидеров — около 27 кг! Соответственно, для привода машины в движение требуется меньше мощности, а значит, меньше энергии. Малый вес прежде всего объясняется отсутствием рамы и крохотным двигателем собственной разработки. Несущий кузов такого автомобиля, как правило, представляет собой монокок из лёгких и прочных материалов, таких как карбон. Кроме того, лидеры соревнований используют самые современные керамические подшипники, обладающие гораздо более низким коэффициентом трения, чем металлические.

Процесс «упаковки» пилота в автомобиль класса prototype

МАДИ способен на большее

В следующем году команда МАДИ будет выступать уже на новом автомобиле с несущим кузовом — монокок, выложенный из углеродного волокна, как у лучших команд соревнований на экономичную езду. Сейчас уже идет процесс создания кузова из специально заготовленной формы, которая тщательно проектировалась молодыми инженерами в 2016–2017 гг. Кроме того, ведутся работы над усовершенствованием электронного блока управлением двигателя, что позволит сократить расход топлива.

Команда MADI eco-Team улучшила свой прошлогодний результат, преодолев (по расчетам) на одном литре бензина дистанцию в 238 км против 193 км в прошлом году

Кроме того, в двигатель Honda было залито экспериментальное маловязкое моторное масло 0W-12, которое специально для команды МАДИ «наблендили» в лаборатории завода «Шелл» в Торжке, взяв за основу базовое масло, полученное из природного газа, созданное по инновационной технологии Shell PurePlus. И это не удивительно. Ведь именно концерн «Шелл» первым в мире смог произвести моторное масло с базовой основой, синтезированной из природного газа. Даже если экономия топлива от такого масла составит порядка 5%, это поможет заметно увеличить максимальный пробег на литре бензина.

В соревнованиях приняли участие команды из 29 стран Европы

Кто оплачивает банкет

Несмотря на то, что «Шелл» вкладывает огромные средства в научную деятельность, команды, принимающие участие в эко-марафоне, не получают деньги от концерна. Смысл конкурса заключается в том, чтобы участники самостоятельно нашли средства на разработку своего автомобиля. Поэтому здесь важна не только высокая инженерная мысль, но и хороший PR, способность презентовать, оформлять и продавать свои идеи. «Шелл» только предоставляет для студентов инфраструктуру для соревнований и кемпинг, где команды в течение битвы живут в походных условиях.

Концептуальный автомобиль Audi от немецких студентов

«Засветиться» перед работодателями

Эко-марафон — отличная возможность заявить о себе пред известными компаниями. Например, именно сюда приезжают такие «охотники за головами», как Ferrari, Tesla, Shell и другие гиганты из автомобильной или околоавтомобильной индустрии, а колледжи и университеты здесь на практике реализуют свои разработки в области аэродинамики, трения, эффективности силовых установок, включая электродвигатели и батареи. Кстати, победитель в классе электромобилей в категории Prototype показал результат 753 км на 1 кВт*ч электроэнергии! Только вдумайтесь! Tesla с батареей емкостью 90 кВт*ч имеет запас хода 486 км, а ребята из итальянского технического индустриального института Леонардо да Винчи проезжают 753 км на 1 кВт*ч!

Команда УГАТУ Racing Team впервые приняла участие в эко-марафоне «Шелл». Несмотря на ряд технических сложностей, уфимцы смогли выехать на трек, за что получили специальный приз «за волю к победе» и чек на 2 500 евро

К сожалению, наши команды пока не используют в качестве источника энергии электричество. С другой стороны, от бензина и этанола можно добиться высокой эффективности, затрачивая минимальное количество топлива, а значит, выделяя в атмосферу минимальное количество вредных веществ.

Scriptio: Николай Назайкинский

Топ 10 машин-самоделок от мировых умельцев.

20 июня 2017 г. 15:00:00 /

Система Orphus

Еще по темам: технологиитопливо




все →
Спецпредложения:

KIA Sportage 2.0 AT 4WD
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
1 639 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, black pearl

KIA Sportage 2.0 AT 2WD
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
1 559 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, dark gun metal

Hyundai Creta 1.6 AT 4WD
в автосалоне АГ-Моторс
1 182 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, white

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»