quto.ru
Опубликовано 24 февраля 2022, 12:59
3 мин.

Как операция на Донбассе скажется на мировом автопроме и ценах

Эксперты объяснили всю важность событий
Новые санкции, которые Запад планирует ввести против России в связи с эскалацией кризиса на Донбассе, могут нанести серьёзный ущерб не только российской экономике, но и мировому автопрому в целом. Производители уже готовятся к перебоям в поставках компонентов и возможному закрытию заводов на территории РФ.
Depositphotos

Чем опасен кризис на Донбассе

На данный момент на территории России работает множество производственных предприятий крупнейших автомобильных концернов, включая Stellantis, Volkswagen и Toyota. По меньшей мере четверть комплектующих, необходимых для выпуска машин для российского рынка, завозится в страну из-за рубежа. В том числе из Европы и США. Введение новых санкций в отношении РФ неизбежно приведёт к сокращению объёмов производства автомобилей, а также частичному или полному закрытию заводов. В этом уверены аналитики и представители отрасли, с которыми пообщалось издание NBC News.

По мере эскалации кризиса на Украине и введения президентом США Джо Байденом новых санкций против российской экономики нашей стране может быть нанесён существенный экономический ущерб. При этом пострадают не только российские автомобильные заводы, но и мировые концерны, поставщики комплектующих из США, Европы и Азии.

К чему готовиться россиянам

После введения новых санкций может остановиться производство не только на сборочных площадках зарубежных концернов, но и, к примеру, на российском «ГАЗе». Нижегородский автопроизводитель рискует лишится ключевых компонентов, без которых выпуск машин станет в принципе невозможен. Концерн Stellantis уже изучает возможности по переносу производства из России. На калужском заводе, напомним, собираются, в том числе, фургоны, предназначенные для экспорта в ЕС. Компания Volkswagen также постоянно следит за развитием ситуации и изучает «степень воздействия на деловую активность в пострадавших странах».

В связи с резким падением курса рубля стоимость всех без исключения машин в России обозримой перспективе подвергнется корректировке. На данный момент, напомним, даже полностью отечественная Lada Vesta является таковой лишь на бумаге. Инфляция коснётся абсолютно всех моделей и комплектующих к ним.

Чем Западу может ответить Россия

Западные производства также находятся в зависимости от России. Наша страна является одним из крупнейших поставщиков палладия и никеля, широко используемых в автопроме. В частности, без никеля невозможен выпуск литий-ионных аккумуляторных батарей для электрокаров. Россия поставляет примерно треть всего объёма этого металла. Что до палладия, на поставки из РФ приходится до 40% мирового объёма. Без этого металла невозможен выпуск каталитических нейтрализаторов для машин с ДВС. Перекрыв поставки никеля и палладия, Россия может нанести серьёзный урон всем автопроизводителям без исключения.

Заменить российский палладий автопроизводители могут за счёт дополнительных поставок из Южной Африки и Зимбабве. Однако стоимость этого металла на бирже уже серьёзно подскочила: если в середине декабря 2021 года унция стоила 1 600 долларов США, то сейчас – 2 400 долларов. В переводе на понятный язык, стоимость каждой выпускаемой машины с ДВС выросла примерно на 150–200 долларов (12–16 тыс. рублей). Дополнительные расходы, разумеется, лягут на плечи потребителей. Средняя стоимость новых машин уже перевалила за 45 000 долларов (3,6 млн рублей). Побороть дефицит никеля помогут Индонезия и Филиппины, однако последствия будут аналогичными – цены на автомобили вырастут ещё больше.

Что говорят эксперты

Санкции «преимущественно повлияют на европейских автопроизводителей и некоторых азиатов», – считает глава AutoTrends Consulting Джо Филлиппи. Ключевым моментом в вопросе влияния кризиса на Донбассе на мировой автопром станет реакция Китая. «Если мы наложим жёсткие санкции на Россию, они могут отреагировать и отрезать нас от многих компонентов, в которых мы нуждаемся», – уточнил аналитик Абуэльсамид.

По мнению экспертов, учитывая текущую хрупкость цепочек поставок автомобилей, говорить о широком влиянии кризиса на Донбассе на мировую автомобильную промышленность пока рано. Однако уже сейчас понятно, что ни автопроизводителям, ни покупателям автомобилей эскалация конфликта не сулит ничего хорошего.

Цены и комплектации автомобилей в каталоге Quto

Автомобильные новости