Ксенонофобия

Еще по темам:
Фото Валерия Арутина, Григория Голышева и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru

Фото Валерия Арутина, Григория Голышева и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru

Ужесточение ответственности за нештатный «ксенон» вызвало бурную полемику. Одни радовались: давно пора прикрыть этот «колхоз»! Другие возмущались — дескать, их «ксенон» никого не слепит! В итоге кто-то заменил газоразрядные лампы обратно на «галогенки», а кто-то продолжает ездить с ярким, но незаконным ближним светом.

Так вреден нештатный «ксенон» или нет? Мы провели собственное расследование — на Дмитровском автополигоне и в лабораториях АвтоВАЗа.

Заглохшая кампания против «неправильной» головной оптики — очередная иллюстрация нерасторопности и непоследовательности властей. Ужесточение прошло бы без споров и митингов лет семь-восемь назад, когда нештатный «ксенон» был дорогостоящей экзотикой. Первые комплекты для установки в галогеновые фары были набором тех же компонентов марки Philips, Hella или Osram, которые шли на конвейеры BMW, Volvo или Audi. Их лишь дополняли простейшими переходниками, позволяющими установить газоразрядную лампу типа D2S или D2R в обычную фару, рассчитанную на «галогенки» с цоколем типа Н.

Но не верьте ушлым продавцам «ксенона»: Philips и Osram никогда не выпускали газоразрядных ламп с «галогеновыми» цоколями! За них это сделали... корейцы. Несколько лет назад южнокорейские фирмы договорились с Филипсом о поставках им «полуфабрикатов» — колб газоразрядных ламп. Запаянная стеклянная трубка с электродами внутри и заполненная газовой смесью на основе ксенона (от которого и пошло общеупотребительное название газоразрядного света) — самая сложная в производстве часть лампы. А уж приделать к ней цоколь размерности Н1, Н7 или Н11 было делом техники. Создали корейцы и модули зажигания ламп (блоки «розжига») на более простой элементной базе — возможно, менее надежные, создающие больше электронных помех, зато дешевые. В итоге вместо тысячи долларов нештатный корейский «ксенон» стали продавать за шесть-семь тысяч рублей.

Галогеновые фары

Галогеновые фары

Заводской «ксенон»

Заводской «ксенон»

Нештатный «ксенон»

Нештатный «ксенон»

Галогеновые фары

Галогеновые фары

Заводской «ксенон»

Заводской «ксенон»

Нештатный «ксенон»

Нештатный «ксенон»

Ford Focus: разница между заводским «галогеном» и «ксеноном» невелика. Почему фордовцы не сделали ксеноновый свет столь же ярким и дальнобойным, как у нештатных ламп Acumen (справа)? Потому что с ними Focus освещает даже деревья на левой стороне дороги. А что будет с глазами встречных водителей?


А сейчас комплект газоразрядного света можно купить и вовсе за 2500—3000 рублей — выпуск «ксенона» освоили китайцы. Стекло подешевле, газовая смесь попроще (ксенон — дорогой газ), точность изготовления пониже — и качество такой лампы, по признанию самих продавцов, «как повезет». Зато цена на любом российском авторынке — 200—250 рублей. Для сравнения: лампа Philips D2S стоит 1000—1500 рублей.

Для дорожных испытаний мы взяли комплект газоразрядного света Acumen средней ценовой категории (около 7000 рублей) с лампами цветовой температуры 4300К и цоколем Н7. «Агрегатоноситель» — Ford Focus последнего поколения. С ним мы можем корректно сравнить нештатный «ксенон» не только с галогеновыми, но и с заводскими газоразрядными фарами — они есть в списке опций и за вычетом обязательного омывателя фар стоят 20100 рублей. А еще на галогеновые фары Фокуса нанесена двойная маркировка HCR/DCR (Halogen/Discharge, CR — дальний и ближний свет), из-за которой бытует мнение, что они «универсальные», то есть подходят и для газоразрядных ламп. Проверим.

Официальных методик и критериев сравнения эффективности ближнего света в дорожных условиях не существует. Мы решили использовать тестовые объекты — щиты размером 300х800 мм, расставленные по ночной дороге и ее обочинам на разном расстоянии от автомобиля. Оценка освещенности каждого щита и дороги в целом — субъективная: этим занялись пять экспертов, а затем выставленные ими баллы усреднялись. Похожую методику используют в своей работе инженеры-светотехники АвтоВАЗа.

Галогеновые фары у Фокуса очень хорошие — дают ровный желтоватый свет, плавно сходящий на нет. Вдоль правой обочины ближний свет бьет на 120 метров! Но левую обочину Focus освещает хуже — это сделано специально, чтобы не слепить встречных водителей.

Ставим на то же место Focus с «родными» газоразрядными фарами. Голубоватый свет заводского «ксенона» ярче, но… За освещение дальних объектов и левой обочины он получил оценки ниже, чем «галоген»! А вдобавок — более резкая граница света и тени, из-за чего создается ощущение, что яма и пешеход неожиданно «выныривают» перед машиной.

Почему фордовцы не сделали «ксенон» гораздо ярче «галогенок»? Неужели не могли? Вот сейчас поставим в обычный Focus тайваньские газоразрядные лампы Acumen — и… Не получается! Фары пострестайлингового Фокуса на деле оказались «антиуниверсальными» — у них оригинальное крепление ламп, несовместимое с нештатным «ксеноном».

Однако на всякую хитрую фару найдется свой китайский переходник: за 270 рублей на рынке обнаружились специальные фиксаторы. Выезжаем на дорогу, включаем ближний свет... Он ярче дальнего — все тестовые объекты видны как днем! Ай да тайваньцы, ай да Acumen!

Но почему щиты на левой обочине освещены почти так же ярко, как на правой? Может, потому что светораспределение фары с нештатным, более ярким «ксеноном» не отвечает европейским требованиям, а значит — грозит ослеплением встречных водителей?

За ответами мы отправились в Тольятти, в Управление специальных испытаний (УСИ) АвтоВАЗа. И помимо фар Фокуса с лампами Acumen прихватили еще несколько комплектов нештатного «ксенона» разных производителей, чтобы проверить их совместимость с разными типами фар: со стеклянным рассеивателем (ВАЗ-2105), со «свободной поверхностью» отражателя (ВАЗ-2170 Приора) и с проекторной фарой (ВАЗ-2110).

Газоразрядная лампа долговечнее галогеновой и не боится тряски и вибраций, но со временем свет становится более голубым и теряет яркость из-за изменения состава газовой смеси — дуга «съедает» металл электродов, ксенон диффундирует сквозь стекло колбы

Газоразрядная лампа долговечнее галогеновой и не боится тряски и вибраций, но со временем свет становится более голубым и теряет яркость из-за изменения состава газовой смеси — дуга «съедает» металл электродов, ксенон диффундирует сквозь стекло колбы

Сначала мы сравнили на специальной установке яркость галогеновых и газоразрядных ламп. Если «галогенки» с цоколями Н7 и Н1 по ГОСТу должны иметь световой поток 1500 люменов (лм) с 10-процентным допуском (а нить ближнего света в двухнитевой лампе Н4 — и вовсе 1000 лм), то для «ксенона» норма — 2800 лм. А с учетом разброса характеристик товарных ламп допускается поток до 3250 лм — в два раза ярче галогенового света. Но у части тестового «ксенона» световой поток еще больше! Японские лампы IPF с цоколем Н7 выдают 3380 лм, а лампы MTF с цоколем Н1 — почти 3500 лм. На другом «полюсе» — лампы из комплекта Sho-me с цветовой температурой 6000К: «всего» 2500 лм против 3100 лм у таких же ламп с температурой 4300К.

Световой поток ламп мы измеряли в фотометрическом шаре U-1000 немецкой фирмы LMТ GmbH. В ней лампа помещается в центр сферы, и датчик регистрирует поток света, отраженный от ее белых стенок. Поток прямых лучей, падающих на датчик, отсекает небольшой экран

Световой поток ламп мы измеряли в фотометрическом шаре U-1000 немецкой фирмы LMТ GmbH. В ней лампа помещается в центр сферы, и датчик регистрирует поток света, отраженный от ее белых стенок. Поток прямых лучей, падающих на датчик, отсекает небольшой экран

Световые характеристики фары определяются на другой установке — гониофотометре. Это прибор, позволяющий с высокой точностью определять и изменять угловое положение фары. Напротив него на расстоянии 25 метров установлены экран и фоторегистратор, измеряющий количество попадающего на него света. Поворачивая фару по вертикали и горизонтали, гониофотометр «наводит» на регистратор контрольные точки светового поля, поcле чего можно построить диаграмму пространственного распределения света на экране и смоделировать, как будет освещаться реальная дорога.

Так вот, если штатная головная оптика Фокуса удовлетворяет всем нормативам, то обычная фара с той самой нештатной ксеноновой лампой Acumen светит так, что на экране вместо положенной ГОСТами и требованиями Правил ЕЭК ООН четкой «галочки» светотеневой границы — яркое пятно с размытыми краями. Свет не соответствует половине из 33 критериев Правил ЕЭК ООН №98 для газоразрядных фар. Причем в точках и зонах, «ответственных» за ослепление встречных водителей, максимально допустимая освещенность экрана превышена в семь-девять раз!

Испытываем другие фары и ксеноновые лампы, но картина на экране принципиально не меняется — те же пятна без четких границ и сумасшедшая засветка «встречных» зон. Может быть, причина всех бед — китайско-корейское происхождение ламп? В качестве альтернативы дешевому «ксенону» мы приобрели за 20 тысяч рублей комплект фирмы IPF — одного из ведущих японских производителей светотехники. Но в фарах Приоры японские лампы установили антирекорд нашего теста — в точке B50L, соответствующей на дороге глазам встречных водителей, освещенность экрана оказалась в 18 раз выше допустимой!

Гониофотометр на АвтоВАЗе тоже немецкий — LMT GO-H 1200. Построение так называемых изолюкс (диаграмм светораспределения) происходит в автоматическом режиме — прибор медленно поворачивает фару, сканируя ее световой поток

Гониофотометр на АвтоВАЗе тоже немецкий — LMT GO-H 1200. Построение так называемых изолюкс (диаграмм светораспределения) происходит в автоматическом режиме — прибор медленно поворачивает фару, сканируя ее световой поток

Единственным исключением из общего «светопреставления» стали проекторные фары ВАЗ-2110. В них экран позади линзы эффективно «отрезает» свет, обеспечивая довольно четкую световую границу. И в точке B50L превышение нормы оказалось не так велико — «всего» 40 процентов. А вторая фара и вовсе уложилась в требуемые 0,5 люкса. Но ездить на такой «десятке» по дорогам все равно нельзя. Ксеноновый свет «засвечивает» левую обочину — в точке 50L требования ГОСТа превышены в полтора-два раза. При этом фары освещают не столько дорогу, сколько верхушки кустов справа от нее: вдоль оси автомобиля пятно ближнего света удлинилось всего на несколько метров.

В чем причина столь провальных результатов?

Во-первых, газоразрядная лампа светит в два раза ярче «галогенки» — и настолько же, при прочих равных условиях, увеличивается и вредная засветка. Но главная проблема «ксенона» — повышенное рассеяние света. Отклонение части светового пучка возникает по многим причинам — из-за микронеровностей на поверхности отражателя, из-за пыли, неизбежно попадающей внутрь фары, из-за грязи и царапин на стекле... А по закону Рэлея угол рассеяния тем больше, чем меньше длина волны света, которая обратно пропорциональна цветовой температуре. Недаром европейские правила запрещают дорожное использование ламп с цветовой температурой выше 5000К. Кроме того, законы оптики применимы «в лоб» только к идеальному точечному источнику света — в противном случае форма пучка нарушается. Газоразрядная дуга по своим размерам больше, чем нить накала в «галогенке», а значит, у «ксенона» больше и расфокусировка пучка.

Вот почему спроектировать и изготовить удовлетворяющую всем нормам фару с газоразрядным светом — задача на порядок сложнее, чем выпуск обычной головной оптики с «галогенками». Инженерам приходится тщательнее рассчитывать форму отражателя, а технологам — повышать точность изготовления ксеноновой лампы и отражателя, равно как и класс чистоты отражающей поверхности. К фаре предъявляются повышенные требования по части герметичности, стойкости стекла (точнее, прозрачного пластика) к царапинам и химическим реагентам. Плюс обязательные омыватель и автокорректор фар... Но все равно инженерам не удается уравнять «галоген» и «ксенон» по части ослепления — недаром в европейских и российских нормах для газоразрядного света сделано послабление.

Кстати, идея использования газоразрядной дуги в фарах автомобилей родилась в Америке: американские автопроизводители в поисках «идеальной» головной оптики, которая повысила бы безопасность на дорогах, привлекли к экспериментам голландскую компанию Philips. Но американцы быстро поняли, что врожденные недостатки «ксенона», то есть неоптимальная цветовая температура и большие физические размеры дуги, грозят проблемами с ослеплением. Поэтому в США от газоразрядных ламп отказались — там их до сих пор можно использовать только для дальнего света!

Но в Европе «ксенон» разрешен и для ближнего света — поговаривают, что это решение пролоббировала компания Philips, потратившая на свои разработки немало средств. Понимая, что мощный «ксенон» будет слепить встречных водителей, европейцы постарались минимизировать его недостатки: ограничили цветовую температуру ламп, обязали оснащать машины фароомывателями и автокорректорами. А заодно ввели и новый стандарт для цоколей ксеноновых ламп, чтобы их не использовали в обычных фарах.

Однако нам Европа и Америка не указ! А раз есть спрос, то китайцы обеспечат и предложение. И кому какое дело, что «неродные» лампы не попадут в расчетный фокус отражателя фары? Между тем именно поэтому в наших экспериментах на экране появлялись бесформенные пятна!

Так что все разговоры о том, что «я поставил ксеноновые лампы, как следует отрегулировал фары, и они никого не слепят», как минимум наивны. К сожалению, в ГИБДД передали контроль за нештатным «ксеноном» в Гостехконтроль — и быстро «забыли» о проблеме. Можно встретить даже патрульные автомобили с голубоватым светом. Власти считают, что неправильный свет удастся искоренить на техосмотрах, где инженеры-инспекторы Гостехнадзора проверяют световой пучок фар специальным прибором. Но для нерадивого водителя заменить перед прохождением ТО газоразрядную лампу на галогеновую — дело нескольких минут. Не говоря уже о том, что покупка талона техосмотра в нашей стране — дело, увы, привычное… А на эпизодические «выездные» проверки Гостехнадзора, организуемые на стационарных постах ДПС, надежды немного.

Так что нам остается только взывать к совести тех, кто самостоятельно ставит в обычные фары купленные на рынке ксеноновые лампы. Перефразируя библейский завет — не ослепи ближнего своего!

Краткий словарь светотехника

Галогены — группа химических элементов со сходными свойствами, к которой относятся бром и йод. В колбе галогеновой лампы их газообразные соединения «связывают» испаряющийся вольфрам, регенерируя нить накала. Благодаря этому «галогенку» при тех же размерах нити можно сделать ярче и долговечнее обычной лампы накаливания.

Класс чистоты — параметр детали, характеризующий качество ее обработки. Определяется по средней высоте микронеровностей на поверхности детали. У отражателей галогеновой фары обычно 12-й или 13-й класс чистоты (высота микронеровностей — до 0,1—0,2 микрона, у ксеноновой — 14-й класс (до 0,05 микрона).

Колба — герметичная стеклянная часть лампы, в которой размещены электроды или нить накала. В зависимости от типа лампы заполнена галогеновым или инертным газом.

Ксенон — инертный (не вступающий в химические реакции) газ, в крайне малых количествах содержащийся в атмосфере Земли (87 см? на кубометр воздуха). Обычно ксенон получают в качестве побочного продукта при производстве жидкого кислорода. Помимо газоразрядных ламп используется также для наркоза и в электрореактивных двигателях космических аппаратов.

Освещенность — величина, определяемая как отношение светового потока, падающего на участок поверхности, к площади этой поверхности. Измеряется в люксах (лк), 1 лк — освещенность 1 м? поверхности падающим перпендикулярно световым потоком в 1 лм.

Световой поток — величина, оценивающая мощность оптического излучения источника света. Единица измерения — люмен (лм).

Рассеяние света — отклонение луча света от заданного направления при отражении его от поверхности объекта или прохождении через неоднородную среду.

Фокус — точка оптической системы (фары), все световые лучи из которой либо выходят параллельно (параболоидный рефлектор), либо (как в случае с эллиптическим отражателем) собираются в другом фокусе системы.

Цветовая температура — параметр света, определяемый как физическая температура абсолютно черного тела, при которой оно излучает свет того же цвета. Измеряется в кельвинах (К). В светотехнике используется по аналогии с астрофизикой, где по цвету звезд определяют их температуру. Чем выше температура, тем более голубым будет свет. Цветовая температура галогеновой лампы — 3000—3200К, газоразрядной — 4200—4300К, а в нештатном «ксеноне», кроме того, возможны варианты 5000К, 6000К и даже 9000К. Но в Европе лампы с цветовой температурой выше 5000К запрещены — медики считают, что голубой свет провоцирует заболевания глаз.

Цоколь — часть лампы, которой та крепится к фаре и подключается к электросети. В фарах ближнего света цоколь лампы фиксируется на отражателе, что увеличивает точность фокусировки лампы. Цоколи ламп и ответные части фар стандартизированы. Для галогеновых ламп существует полтора десятка цоколей, наиболее распространенные — Н1, Н4, Н7, Н11. Для газоразрядных фар общеупотребительны два стандарта ламп — D1 (объединенные с блоком зажигания) и D2 (без блока). Куда реже встречаются лампы с цоколями D3 и D4 (последний использует в основном Toyota).

HID (High Intensity Discharge) дословно — «разряд высокой интенсивности», международное наименование газоразрядного света.

Рассеиватель, отражатель, линза

Фара со стеклянным рассеивателем существует с 20-х годов прошлого века. В ней свет от лампы сначала попадает на параболический отражатель из металла, а потом проходит сквозь рассеиватель — наружное стекло, представляющее собой комбинацию из многочисленных линз. Каждая из линз преломляет свою часть светового потока — так формируется асимметричный пучок, отвечающий европейским требованиям.

В девяностых годах прошлого века появился новый пластик DMC, не дающий усадки при формовке деталей, и инженеры с помощью компьютерного моделирования получили возможность спроектировать отражатель со «свободной поверхностью», который одновременно играет роль рассеивателя. Он состоит из многочисленных сегментов, каждый из которых направляет свет в определенную точку на дороге. Стекло было заменено более легким прозрачным пластиком. «Свободная поверхность» позволила эффективнее использовать световой поток лампы и точнее разделить зоны света и тени. Такие фары устанавливают на большинство недорогих иномарок и на «свежие» отечественные машины — Калину, Приору, Газель. Правда, технологию формования «свободных» отражателей в России пока не освоили — наши заводы получают «полуфабрикаты» из Чехии, с дочернего предприятия компании Hella.

Альтернатива — фара проекторного типа, более известная в народе как «линзованная». У нее эллиптический отражатель, который направляет свет во второй фокус фары, где установлен специальный экран. Световой пучок формируется экраном и собирающей линзой. Первая фара проекторного типа появилась на «семерке» BMW в 1986 году. В России такие фары устанавливали только на часть «десяток», в мире — на большинство автомобилей с газоразрядным светом и на многие с «галогеном». Достоинства проекторной фары — компактность и точная организация светового пучка, недостатки — теплонагруженность и... слишком четкий переход от света к тени. Оказалось, что резкая светотеневая граница, «пляшущая» вместе с автомобилем на неровностях дороги, быстро утомляет водителя. У галогеновых фар эту границу размывают с помощью дифракционных колец — тонких концентрических рисок на линзе. Но кольца увеличивают и рассеяние света, поэтому в газоразрядных фарах вместо них с утомляемостью водителя борется обязательный автокорректор фар. Свет по правилам и без

Требования к фарам определяются в России несколькими ГОСТами, с минимальными изменениями повторяющими европейские нормы. ГОСТ Р 41.8-99 (Правила ЕЭК ООН №8) регламентирует работу фар с лампами Н1, ГОСТ Р 41.20-99 (Правила ЕЭК ООН №20) — фар с двухнитевой лампой Н4, ГОСТ Р 41.112-2005 (Правила ЕЭК ООН №112) — фар со всеми остальными галогеновыми лампами. Правильность светового пучка, создаваемого фарой, определяется по освещенности экрана, установленного на расстоянии 25 метров.

ГОСТы требуют, чтобы пятно света на экране имело четкую границу либо в форме «галочки» (с подъемом в правой части под углом 15 градусов), либо в форме «ступеньки» (подъем на 250 мм под углом 45 градусов с переходом в горизонтальную линию). Кроме того, нормируется освещенность экрана в нескольких зонах и точках, которые характеризуют элементы реальной дороги. Например, точка B50L соответствует глазам встречного водителя, 50R и 75R — объектам на правой обочине на расстоянии 50 и 75 метров от машины…

Для газоразрядного света разработан свой ГОСТ 41.98-99 (Правила ЕЭК ООН №98). Схемы распределения света там те же, но нормы освещенности немного другие — в частности, в точке B50L допускается засветка в 0,5 лк вместо 0,4 лк для «галогена».

Есть свои стандарты и у ламп: ГОСТ Р 41.37-99 (Правила ЕЭК ООН №37) для галогеновых и ГОСТ Р 41.99-99 (Правила ЕЭК ООН №99) для газоразрядных. В них определена маркировка, геометрические размеры, потребляемая мощность и световые характеристики ламп.

Описания «гибридов» из газоразрядных колб и цоколей типа Н в нормативных документах, естественно, нет. Однако автомобильные лампы в России относятся к товарам, подлежащим обязательной сертификации, то есть проверке на соответствие ГОСТам. Как разрешается эта юридическая коллизия?

Полчаса поисков в интернете — и перед нами копии десятка сертификатов на лампы для нештатного «ксенона». Все они выданы органами по сертификации, которые, по словам специалистов, даже не имеют оборудования для испытания ламп! Зато не обделены фантазией. Одни написали, что газоразрядные лампы соответствуют ГОСТу, относящемуся к автомобильным стартерам, генераторам и реле. Другие сослались на ГОСТ, принятый еще в СССР до изобретения «ксенона». А некий Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ОАО «ВНИИС») просто выдал справку с витиеватой формулировкой о том, что газоразрядные лампы... не относятся к объектам обязательной сертификации.

Похоже, все эти липовые сертификаты и справки получались одинаково — «транзитом через кассу». А весь нештатный «ксенон» продается в России фактически незаконно.

Два варианта светового пучка, допустимые Правилами ЕЭК ООН (отмечены желтым и голубым) Схема расположения контрольных точек и зон на экране, размещенном на расстоянии 25 метров от фары. При сертификации фары на соответствие ГОСТам и Правилам ЕЭК ООН в нее вставляют так называемую «эталонную» лампу с минимальными отклонениями параметров. В серийных фарах допускается 20-процентное отклонение освещенности от нормы

Два варианта светового пучка, допустимые Правилами ЕЭК ООН (отмечены желтым и голубым) Схема расположения контрольных точек и зон на экране, размещенном на расстоянии 25 метров от фары. При сертификации фары на соответствие ГОСТам и Правилам ЕЭК ООН в нее вставляют так называемую «эталонную» лампу с минимальными отклонениями параметров. В серийных фарах допускается 20-процентное отклонение освещенности от нормы

В грязь

Насколько фарам нужен омыватель — и почему для газоразрядного света он обязателен? Мы провели простой эксперимент. На стекло фары ВАЗ-2110, показавшей лучший результат с ксеноновой лампой, распылителем нанесли специальную смесь, используемую при испытаниях фароочистителей. Она состоит из воды, песка, угольной пыли и связующего вещества. Слой покрывающей фару грязи был сделан таким, чтобы освещенность экрана в точках 50R и 50V уменьшилась в пять раз.

С «галогенкой» грязная фара стала светить тускло, но и только: в зоне III засветка возросла всего на 0,15 лк, а в точке B50L даже уменьшилась. А вот с газоразрядной лампой, наоборот, освещенность зоны III и точки B50L увеличилась почти вдвое! Сработал закон Рэлея, по которому коротковолновый газоразрядный свет рассеивается сильнее галогенового.

Владельцы машин с «ксеноном», не жалейте «незамерзайки» для фар — не только для собственного блага, но и ради встречных водителей!

Ford Focus

Лампы Acumen H7 4300K (Тайвань)

У заводского «ксенона» блоки «розжига» газоразрядных ламп установлены прямо в фарах. При нештатной установке нужно искать для них место на кузове

У заводского «ксенона» блоки «розжига» газоразрядных ламп установлены прямо в фарах. При нештатной установке нужно искать для них место на кузове

В лаборатории АвтоВАЗа испытания галогеновых фар Фокуса подтвердили, что их «универсальность» — миф. Результат установки в них «ксенона» — слепящий все и всех поток света. И хотя засветка у импортной фары поменьше, чем у фар Приоры, ездить с таким светом — издевательство над встречными водителями.

А вот заводские ксеноновые фары доказали, что газоразрядная дуга поддается укрощению. По сравнению с «галогеном» западным инженерам удалось заметно лучше осветить правую обочину, не сдвинув вперед границу света слева. И в контрольных точках 50R, 50V, 75R преимущество в освещенности у заводского «ксенона» как минимум полуторакратное.

Диаграммы распределения света на экране (слева) и на дороге, построенные по данным измерений гониофотометром. Картина на экране подтверждает то, что на Фокусе нештатный «ксенон» отчаянно слепит встречных водителей. А у заводского «ксенона» асимметрия светового пучка даже больше, чем у галогеновых фар


ВАЗ-2105

Лампы Sho-me H4 4300K (Корея)

Фару «пятерки» мы испытывали в паре с изобретением азиатских инженеров — «биксеноновой» лампой с цоколем Н4. В ней одна дуга заменяет сразу две нити накала «галогенки» — ближнего и дальнего света. Переключение света осуществляется за счет смещения колбы электромагнитом, установленным в цоколе.

Измерения показали, что такая фара хорошо светит только дальним светом, но вместо «галочки» ближнего — сильная засветка зоны III, а освещенность в точках 50R, 50V и 75R... не лучше, чем у галогеновой лампы! «Ослепительный» результат теста вполне предсказуем — ведь с «болтающейся» колбой дуга вряд ли попадет в фокус фары.

<
У «пятерки» нештатный «ксенон» высвечивает на экране бесформенное пятно и освещает больше верхушки деревьев, чем дорогу


ВАЗ-2110

Лампы MTF H1 4300K (Тайвань)

Картинка на лабораторном экране после установки в прожекторную фару «десятки» ксеноновой лампы с цоколем Н1 кажется почти образцовой. Экран в фаре обеспечивает хорошую «галочку» светотеневой границы, засветка хоть и выше нормы, но не в разы, как при других замерах. Однако диаграмма освещенности дороги показывает, что «ксенон» лучше «галогена» освещает только кусты за правой обочиной. Причина та же — непопадание лампы в фокус.

На «десятке» максимум освещенности экрана и дороги у нештатного «ксенона» заметно смещен вправо — результат отклонения газоразрядной дуги от фокуса фары на доли миллиметра


ВАЗ-2170 Приора

Лампы Sho-me H7 4300K, Sho-me H7 6000K (Корея), IPF H7 4300K (Япония)

Фару Приоры вазовцы считают лучшей из отечественных: большие размеры, современная конструкция со «свободной поверхностью» отражателя… Но Приора с газоразрядными лампами — это «ужас, летящий на крыльях ночи»! По ослеплению встречных водителей она — антирекордсмен наших испытаний. Особенно с «ксеноном» IPF, самым дорогим в тесте. Впрочем, дешевые лампы Sho-me с цветовой температурой 4300К и 6000К оказались немногим лучше. По мнению инженеров, причина в том, что «свободная поверхность» особо требовательна к фокусировке лампы.

Фары Приоры с нештатным «ксеноном» слепят сильнее других — еще и потому, что рассчитаны на лампы Н7, для которых допуски на отклонения размеров на порядок строже, чем у ламп Н1 и Н4


Scriptio: Валерий Арутин.

13 октября 2010 г. 14:48:00 / Газета АВТОРЕВЮ

Система Orphus

Еще по темам: безопасностьремонт




все →
Спецпредложения:

Toyota Camry 2.5 AT
в автосалоне Тойота Центр Шереметьево
1 483 000  Руб.
2018 г., пробег 0 км, черный

Hyundai Grand Santa Fe 2.2 CRDi AT 4WD
в автосалоне АГ-Моторс
2 654 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, белый

Toyota Camry 2.5 AT
в автосалоне Тойота Центр Шереметьево
1 758 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, черный

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»