quto.ru
Опубликовано 09 октября 2022, 11:08
5 мин.

Король-лев: 5 фактов о безумном Peugeot 205 T16

Двукратный чемпион мира по ралли, который заодно сумел покорить африканскую пустыню
Citroёn и Peugeot — два бренда одного концерна и какие разные автоспортивные судьбы! «Двойной шеврон» девять лет подряд доминировал в World Rally Championship. У его родственника кубков не в пример меньше, но каждый из них является поводом для гордости. В 2000 и 2002 году финн Маркус Гронхольм на 206 WRC взял титулы в ожесточенной схватке с экипажами на Subaru, ну а в середине восьмидесятых безраздельно царствовал монстр 205 T16 группы B.
из открытых источников

Супер-имитатор

Проект экстремального «двести пятого» с внутренней кодировкой «M24-Rally» начинался не во Франции, а по ту сторону Ла-Манша, в штаб-квартире марки Talbot. Ее специалисты под началом Деса О’Делла взялись за дело, но довести его до логического завершения не смогли — очень уж масштабной и сложной оказалась затея. Разработку пришлось перенесли на французскую землю, и к ней подключился небезызвестный Жан Тодт. Врач по образованию, автоспортсмен и менеджер по призванию возглавил команду из двадцати инженеров и имел фактически неограниченный бюджет. Результат их бурного творчества перед вами.

Король-лев: 5 фактов о безумном Peugeot 205 T16

Суперкар напоминает серийную «зажигалку» Peugeot 205 GTi, но между похожими машинами очень мало общего. Разве что очертания и эмблема. Ралли-кар — это среднемоторный прототип с пристыкованным к шасси задним подрамником для крепления силового агрегата и длинноходной подвески (двухрычажка спереди и сзади) с амортизаторами Bilstein. Изготовлением силовой структуры на базе серийной занималась фирма Heuliez.

Король-лев: 5 фактов о безумном Peugeot 205 T16

Компоновка даже по меркам группы B не совсем обычная. Первоначально она виделась продольной, как и у Lancia Delta S4, Ford RS200 и MG Metro 6R4, но места для неё не хватало, а из-за развёрнутого вперед мотора быстрое обслуживание с доступом к ремням и шкивам превращалось в невыполнимую задачу. В итоге О’Делл, продолжавший консультировать коллег, настоял на поперечном расположении. Распределение массы по осям близкое к идеальному — 45:55.

T16 заметно крупнее гражданского «205-го» по всем направлениям, и это видно невооруженным взглядом. В первую очередь обращают на себя раздутые задние арки с воздухозаборниками, увеличившие ширину с «джи-ти-айных» 1589 мм до 1700 мм. Колесная база и длина — 2540 мм и 3820 мм против 2420 и 3705 мм у стандартного хэтчбека соответственно.

«Фарш» что надо!

Злейшим соперником французского автомобиля была упомянутая выше Lancia, которая уникальна 1,8-литровым двигателем с комбинированным наддувом — турбокомпрессором и механическим нагнетателем. «Пежо» с аналогичным литражом не имел суперчарджера, но от нехватки мощности не страдал. Из маленькой шестнадцатиклапанной «четверки» выжали 355 л.с.

Король-лев: 5 фактов о безумном Peugeot 205 T16

Привод, разумеется, полный. На момент появления французского супергероя он был необходимым условием чтобы претендовать на титул. Система от FF (Ferguson Formula) с блокируемым вискомуфтой межосевым дифференциалом по умолчанию делит тягу между передней и задней осью в соотношении 25:75. Предусмотрены межколесные «самоблоки» ZF.

Evolution 2

Peugeot вышел на раллийные трассы в 1984 году и одержал три победы. В течение двух следующих лет он прославился как абсолютное совершенное оружие. Сперва чемпионский титул завоевал экипаж Тимо Салонена и Сеппо Харьянне, затем Юхи Канккунена и его тезки-штурмана Пииронена. Общий послужной 205 T16 список буквально ломится от заслуг, что говорит о её скорости и сбалансированности. Причем десять из шестнадцати выигранных этапов на счету модификации E2 (Evolution 2).

Король-лев: 5 фактов о безумном Peugeot 205 T16

Доработанный шестнадцатиклапанник с более производительным турбокомпрессором Garrett и жидкостным интеркулером разогнали до более чем 550 л.с., однако для гонок мощность, как правило, опускалась ниже отметки в полтысячи «лошадей» из соображений ресурса и надежности. Во второй половине 1986 года начали применять «шестиступку» со сближенными передаточными числами чтобы в паре с системой анти-лаг, чтобы помочь мотору реже сваливаться в турбояму.

Король-лев: 5 фактов о безумном Peugeot 205 T16

Интегрированный в кабину каркас безопасности повысил жесткость «скелета» примерно на 30 процентов. Заднюю силовую структуру из штампованной стали переделали в трубчатую, не слишком мешающую обслуживать агрегаты. На некоторых этапах применялась система контроля температуры амортизаторов. При низких или наоборот высоких значениях использовалась охлаждающая жидкость двигателя или обычная вода из отдельного резервуара. Картину дополняло гигантское антикрыло и канарды на переднем бампере.

Игрушка не для каждого

По правилам омологации, автокомпаниям предписывалось построить две сотни дорожных версий. Они во многом повторяли боевые прототипы, но, как правило, сильно уступали им по мощности и динамике. К Peugeot это тоже относится.

Его street-legal модификация выглядела идентично прототипу и повторяла его начинку, но развивала около 200 л.с. и набирала 100 км/ч за шесть секунд. Практичность и дружелюбие к пользователю? Смело забудьте! Дорожный Turbo 16 всегда был и останется дорогой игрушкой для коллекционера.

Герой «Дакара», царь горы

Запрет группы B отнюдь не поставил точку в истории славного «Пежо». Он обернулся ралли-рейдовым 205 T16 GR (Grand Raid) и отправился покорять маршрут марафона «Париж-Дакар». Надо заметить, весьма небезуспешно — в 1987-м в зачете автомобилей победил Ари Ватанен, а год спустя успех развил и Юха Канккунен.

Король-лев: 5 фактов о безумном Peugeot 205 T16

Новые свершения потребовали серьезных апгрейдов. Шасси значительно усилено, между салоном и двигателем появилась 30-сантиметровая вставка для установки топливного бака объемом 350 литров. Кроме того, с удлинённой колесной базой повысилась устойчивость на прямиках. Мотор раздобрел до 1,9 литра и дефорсирован до 360 л.с. для пущей надёжности, экономичности и чтобы без особенных проблем переваривать местное топливо. Подвеска переделана под специфику пустыни и возросшую массу. Дорожный просвет увеличен.

Король-лев: 5 фактов о безумном Peugeot 205 T16

А ещё Peugeot, как и Audi Sport Quattro, отметился в Pikes Peak International Hill Climb, легендарной гонке по подъёму на гору в американском штате Колорадо. Подготовленный для неё суперкар заметно отличается от оригинальной раллийной версии. Двигатель, по слухам, развивал свыше 600 л.с. благодаря объему 1,9 литра и турбокомпрессору с изменяемой геометрией. На интенсивной «диете» хэтч похудел на 140 кг, примерно до 850 кг. Снаружи — традиционные для участников «Пайкс Пика» чудовищных размеров спойлеры и антикрылья для получения максимальной прижимной силы. В 1987 году Жан Тодт и Peugeot Talbot Sport привезли в Америку три прототипа. Гонка выдалась драматичной: Ари Ватанен имел все шансы опрокинуть в пыль Вальтера Рёрля на Audi, но приехал вторым из-за проблем с системой наддува. Следом финишировали ещё два «Пежо».

Автомобильные новости