quto.ru
Опубликовано 05 июня 2023, 22:23
2 мин.

Как венгерский Ikarus и советский ЛиАЗ хотели создать идеальный автобус

В 1972 году власти СССР и Венгрии разработали планы совместной работы по новому семейству пассажирских машин.
Что общего между автобусами Ikarus 410 и ЛиАЗ-5256. В 1974 году появился первый плод этого сотрудничества: Головное союзное конструкторское бюро по автобусам (ГСКБ) выпустило большую городскую модель 11-630 «Мир». Цифра «11» означала габаритную длину, «630» - высоту уровня пола., а, чтобы разбавить скучные цифры, автобусу придумали название «Мир».
ЛиАЗ

Весь силовой агрегат разместили под сдвоенными сиденьями левого ряда, что позволило понизить уровень пола до 630 мм и увеличить высоту салона до 2100 мм. В качестве двигателя использовался опытный дизель ЯМЗ-740, изначально созданный для перспективного грузовика КамАЗ-5320. С ним работала автоматическая коробка передач конструкции ГСКБ.

Передней осью поделился автобус ЛиАЗ-677, а портальный ведущий мост изготовили на основе моста Raba: он получил колёсные редукторы и смещённую влево главную передачу. Подвеску всех колес сделали пневматической, а на колёсах применили экспериментальные низкопрофильные шины диметром 960 мм, уточняет Николай Марков, автомобильный историк.

Главным окрытием стали выдвижные подножки пассажирских дверей, оборудованные пневматическим приводом. Для прохода пассажирам нужно было сделать всего два шага: первый - на выдвинутую подножку, второй - в салон. Механизмы открывания поворотных дверей прятались под полом. В самом салоне помещалось 123 человека.

Из более мелких новшеств стоит вспомнить кнопочный пульт автоматической трансмиссии, единый монтажный блок системы электрооборудования, а ттакже двухрежимные указатели поворотов и стоп-сигналы. Их яркость снижалась при включении наружного освещения, чтобы не слепить попутный транспорт ночью.

Для безопасности пассажиров при открытых дверях автоматически блокировалась гидромеханическая трансмиссия, не позволяя автобусу начать движение. Вот только испытания, согласование и продвижение «Мира» затянулось на долгие 3 года... Тем временем, дальнейшие проектные работы по семейству СССР-ВНР были приостановлены.

Ikarus 416 1989 года выпуска

Ikarus 416 1989 года выпуска

© Ikarus

В качестве изготовителя серийной версии «Мира» советские чиновники назначили Ликинский автобусный завод. С этого момента советская версия перспективного автобуса стала именоваться ЛиАЗ-5256 (некоторое время сохранив название «Мир»), а венгерский унифицированный собрат получил индекс Ikarus 410.

Вот только революционный автобус сразу решили «адаптировать» под текущие технические реалии, поэтому на улицы городов СССР выехала знакомая всем модель 5256. До апреля 2021 года, когда заслуженную машину сменил ЛиАЗ-5259, было выпущено около 26 000 таких автобусов.

Автомобильные новости