alлюзии: Он все такой же!

Михаэль Шумахер. Фото Mercedes GP

Время не меняет Михаэля Шумахера, и Гран При Монако доказал это сполна! Журналисты не преминули воспользоваться случаем и при первом же его появлении в паддоке, зажатом между бухтой и зданием Морского клуба, кольнули чемпиона вопросом о его «парковке» в «Раскасс» в 2006-м.

Я был тогда в Монако, наблюдал эту сцену из пресс-центра, устроенного на третьем этаже Морского клуба, поглядывая и в монитор, и на трассу. Михаэль «запарковался» прямо под моим окном.

Его маневр вызвал всеобщее смятение. Но если в первый момент мелькнуло ощущение, что у Шумахера, возможно, что-то не в порядке с машиной, то очень скоро легкое сочувствие (все же в квалификации он оставался первым!) сменилось недоумением. Сегодня многие приводят видеоповторы той сцены в качестве оправдания действий Михаэля – дескать, просто ошибся на входе в поворот. Но у тех, кто наблюдал его маневры своими глазами, сомнений не оставалось: это была продуманная акция, проявление мальчишества, иногда свойственного и гениям в моменты, когда ситуация выходит у них из-под контроля.

Шумахер и сегодня отказывается это признавать – и вообще обсуждать свои действия. И в Аделаиде-94, и в Хересе-97, и в Спа-98, и в Австрии-02 и вы-сами-можете-вспомнить-где-еще он был прав, прав и тысячу раз прав, – такова его неизменно твердая позиция.

Таков он по характеру: чемпион, не знающий сомнений. Большие гонки – это большой риск, в том числе и в интерпретации пунктов спортивного и технического регламента. Кто не рискует – тот не пьет шампанского!

Вспомните более чем творческое прочтение Михаэлем и Россом Броном положений регламента, касающихся порядка отработки штрафной остановки на Гран При Великобритании 1998 года! На кону была победа – и (прошу прощения у Карла Маркса) «нет такого преступления, на какое не пустился бы чемпион ради достижения своей цели»!

Михаэль «отработал» штраф, свернув в боксы в конце заключительного круга и проехав финишный створ по пит-лейну.

Стюарды не стали лишать его победы, рассудив, что регламент не описывает подобную ситуацию, а значит, и нарушения нет. McLaren опротестовала их решение, но Апелляционный суд FIA встал на сторону стюардов. Зато в регламент во избежание повторения подобных тактических находок появился пункт, согласно которому штрафная остановка (ныне проезд по пит-лейну) заменяется 20-секундной пенализацией в случае, если нарушение зафиксировано на последних пяти кругах гонки.

Регламенты нередко так и пишутся: это своеобразная интерпретация прецедентного права. Наверняка что-то будет уточнено и после воскресной гонки в Монако, когда Росс Брон и Михаэль Шумахер вновь творчески подошли к решению тактической задачи, и Михаэль объехал Фернандо Алонсо в последнем повороте.

Трактовка Брона/Шумахера: согласно последним уточнениям в регламенте, после отмены режима сейфти-кара обгоны разрешены уже после так называемой первой линии машины службы безопасности, а не стартовой линии, как прежде. Михаэль со своей атакой четко вписался в этот коридор.

Трактовка стюардов: поскольку речь идет о последнем круге, действует пункт регламента 40.13, согласно которому, «если гонка заканчивается в режиме сейфти-кара, в конце последнего круга он возвращается на пит-лейн, а гонщики получают отмашку финишным флагом в обычном режиме без обгонов».

Судя по последним сведениям, Mercedes не станет спорить по поводу 20-секундного штрафа, наложенного на Шумахера, но потребует разъяснить трактовку, избранную стюардами, в Апелляционном суде FIA.

Споров, скорее всего, не возникло бы, не поменяй директор гонки желтые огни/флаги на зеленые. Этот зеленый и послужил для Михаэля сигналом атаки. И в этом он был все тем же Шумахером, каким мы знали его всегда: бескомпромиссным, жестким, нацеленным на результат, готовым использовать для достижения своей цели любую мелочь, любой просчет соперника, любую уловку в регламенте.

С возвращением, чемпион!

Scriptio: Андрей Ларинин.