ФАС не может бороться с дороговизной топлива

Игорь Артемьев. Фото с сайта eu.int

«Сейчас цены - и мы можем доказать это с помощью наших аналитиков - на пятнадцать-двадцать процентов выше тех, которые должны были бы быть и в опте, и в рознице», - заявил сегодня в ходе «Правительственного часа» в Совете Федерации руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) Игорь Артемьев, которого цитирует РИА Новости. «При этом действует этот механизм только в одном направлении: если идет снижение на мировом рынке, то в России цены не снижаются», - отметил глава ФАС.

Пока ФАС уповает на разработанную службой методику расчета цены нефти при продаже на бирже. Механизм прост: из текущих мировых цен вычитаются пошлины на экспорт и затраты на транспортировку за рубеж.

Однако в реальности цену на бензин и солярку определяет «региональный монополизм». По данным ФАС, сейчас более чем в пятидесяти субъектах федерации доля розничных продаж топлива вертикально-интегрированными компаниями превышает 35%, а в каждом третьем регионе она не меньше половины. Лидером здесь является «Роснефть» (15 регионов), за ней идет «Лукойл» (11 регионов). Грешат монополизмом также «Сургутнефтегаз» (4 региона), а также ТНК-ВР и «Газпром нефть» (по три региона). В двух десятках регионов доминируют независимые игроки.

Ситуация, по мнению, Артемьева, изменится к лучшему не скоро. ФАС готовит предложение о запрете совмещения оптовой и розничной продажи топлива одной компанией. Если законодатели утвердят его, то справедливая цена на бензин может появиться в России через пять лет. «Я бы мечтал, чтобы это было завтра или послезавтра, но думаю, что нескоро», - сказал Артемьев.

Тем не менее, Артемьев считает, что цена топлива держится на относительно низком уровне лишь благодаря штрафам, которые ФАС накладывает на нефтяные компании. «Смею вас уверить: если бы этого не было, то бензин в России стоил бы 28 рублей», - сказал глава российских антимонопольщиков.

Правда, непонятно, что мешает ФАС с помощью «карательных мер» установить на топливо такую цену, какую специалисты ведомства считают справедливой. Факты нарушения антимонопольного законодательства со стороны продавцов налицо. Или нефтяников на высоком уровне велели не обижать за их мелкие шалости?

По данным Росстата, на начало апреля средняя цена бензина составила 21,31 рубля за литр. Естественно, это посчитано с учетом бензина с октановым числом «80», который в России, несмотря ни на какие постановления о переходе на Euro-3, все еще составляет подавляющее большинство в продукции нефтеперегонных заводов.

Scriptio: Алексей Захаров.