К середине года цены на автомобили могут пойти вверх

В этом году в России может быть продано от 2,1 до 2,4 миллиона штук легковых автомобилей. Такие сценарии - базовый и оптимистичный - представил вчера журналистам Стенли Рут, аналитик крупнейшей международной сети консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers.
В свою очередь российские эксперты советуют покупать авто в первые месяцы года. По их мнению, получится дешевле.

Напомним, до кризиса в России продавали 2,8-2,9 миллиона штук авто. Среди главных причин 20-35-процентного роста Рут назвал продление госпрограмм утилизации и субсидирования, дополнительные программы стимулирования потребителей в регионах со стороны самих автопроизводителей, а также более легкий доступ к автокредитам.
К факторам, которые могут сдержать рынок, он отнес нестабильность глобальной экономики, которая негативно влияет на уверенность российских потребителей, осторожность автопроизводителей при планировании производств, вызванную резким падением спроса в период кризиса. И... недостаточное развитие дорожной инфраструктуры.

Кстати, на днях свои виды на продажи в России озвучили и в Ассоциации европейского бизнеса. По данным ее комитета, российский автомобильный рынок в наступившем году может вырасти только на 18 процентов, до 2,2 миллиона машин. А к докризисному уровню выйдет в 2012 году. И то в случае если российская экономика и валюта продолжат рост. Впрочем, в АЕБ, как правило, не торопятся с радужными прогнозами. В начале 2010-го эксперты ожидали, что за год будет реализовано не более 1,5 миллиона автомобилей, позднее прогноз был скорректирован до 1,7 миллиона, а в декабре было заявлено об ожидаемых продажах машин на уровне 1,9 миллиона и росте на 30 процентов.

Эксперты из аналитического агентства "Автостат" смотрят на ситуацию с большим оптимизмом, чем их зарубежные коллеги. Они считают, что в этом году в России продадут 2,5 миллиона новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что будет на 31,5 процента больше, чем в 2010-м. В их число войдут 680 тысяч российских авто, 880 тысяч иномарок российской сборки и 790 тысяч ввезенных импортных машин. Для сравнения, по оптимистическому сценарию PricewaterhouseCoopers, напротив, отечественных авто в этом году удастся продать 580 тысяч с приростом в 5 процентов. Иномарок российского производства - 1100 (плюс 80 процентов), импортных автомобилей - 720 (плюс 20 процентов).

На вопрос "РГ", чем объясняется их оптимизм, директор агентства "Автостат" Сергей Целиков привел несколько аргументов, среди которых - активный "переток" автомобилей из 2010 года. "В конце года дилеры набрали много заявок, машин популярных марок не хватало, и в первом-втором кварталах ими будут отоваривать клиентов", - пояснил Целиков. Кроме того, по его словам, импульс продажам придадут те 200 тысяч автомобилей, которые запланированы в рамках продленной правительством программы утилизации.
"Это приведет к тому, что рынок рванет быстрее, чем от него ожидают. Но к 2012-2013 годам притормозится", - говорит Целиков. Тем гражданам, кто настроен менять в этом году машину и для кого важны ценовые преимущества, эксперт советует поторопиться сделать покупку в начале года, пока есть интересные предложения по нераспроданным прошлогодним машинам. "К середине года, вероятнее всего, цены на все автомобили поползут вверх", - предупредил он. А вот с чем солидарны разные эксперты, так это с тем, что с 2011 года продажи новых импортных автомобилей будут постепенно замещаться автомобилями, производимыми в России. Импортировать же в Россию будут те модели, которые не производятся на российских заводах и не имеют массового спроса.

В перспективы российского автопрома верит и глава минпром торга Виктор Христенко. По его словам, "к середине 2013 года рынок полностью восстановится в докризисных объемах, а в 2014 году станет рынком номер один в Европе, преодолев отметку в 3 миллиона автомобилей". Этому должны способствовать те заградительные пошлины на иномарки, которые установило правительство. Недавно министр заявил журналистам, что они сохранятся до 2016 года.

Scriptio: Татьяна Зыкова.