quto.ru
Опубликовано 28 ноября 2019, 17:15

Как Минздрав провёл водителей с медсправками

Нашумевшая реформа медицинской комиссии для водителей преподносится в России как несомненное благо: она, мол, позволит избавиться от алкоголиков, наркоманов и прочих асоциальных элементов на дорогах страны. Авторы инициативы не прочь сослаться на позитивный опыт других стран. Вот только есть ли он, этот опыт? Пока всё говорит о том, что над россиянами ставят очередной сомнительный эксперимент.

Новый порядок медосвидетельствования водителей (временно отложенный до лета 2020 года) предполагает, напомним, не просто прохождение медицинской комиссии с участием немалого количества врачей, но и обязательные тесты в наркологических диспансерах – на алкоголизм и наркоманию. За невменяемые деньги (по предварительным оценкам – от пяти до девяти тысяч рублей, в зависимости от региона и категорий). Редакция международной информации ТАСС решила разобраться, как проходят медкомиссии для водителей в других странах, и выяснила, на чей именно опыт ориентируется наш Минздрав.

Для начала обратимся к наиболее развитым странам со столь же развитой автомобильной культурой.

В Великобритании для прохождения медицинской комиссии будущие водители должны всего лишь перед началом практической части экзамена прочитать номер любой стоящей неподалёку машины с расстояния не менее 20 метров. Никаких справок о состоянии здоровья и тестов на алкоголизм не требуется. В Германии, славящейся своими безлимитными автобанами и скоростями, для получения водительских прав никаких специальных справок от врачей предоставлять также не нужно. Достаточно пройти проверку зрения и курс оказания первой медицинской помощи. Всё это суммарно стоит от 27 до 37 евро (сущие копейки в пересчёте на уровень доходов граждан – от 1,9 до 2,6 тыс. в пересчёте на рубли).

Во Франции, славящейся не слишком лояльным отношением к спиртному за рулём (водители в этой стране обязаны иметь при себе сразу два алкотестера), никакой специальной медицинской справки водителям получать также не нужно (для категорий А или В). Она нужна только лицам с инвалидностью и обладателям некоторых медицинских противопоказаний. Также справка нужна лицам, уже уличённым в алкоголизме или пьяном вождении. На транспортные средства таких граждан даже могут ставиться алкозамки (только по решению суда).

Граждане США получают водительские права точно так же - без особых медицинских справок. Чтобы стать водителем, достаточно проверить зрение в Department of Motor Vehicles (Департамент транспортных средств, DMV) – прочитать буквы на табличке, расположенной на удалении нескольких метров.

Даже в Колумбии, славящейся своими наркокартелями, соискателями проходится только обычная медкомиссия – тест на психомоторику, проверка зрения, слуха и общего состояния. Никаких тестов на наркоманию и алкоголизм там нет. Стоит всё удовольствие от 25 до 45 долларов (1,6–2,8 тыс. в пересчёте на рубли).

А вот в соседней Белоруссии всё уже не так радужно: водители, как и в России (пока), не должны возить с собой медсправку, однако этот документ нужен для получения водительских прав. Чтобы получить справку, нужно в уполномоченное учреждение предоставить выписку от терапевта из медучреждения по месту жительства. В документе указываются перенесённые за последние пять лет заболевания и обращения за медпомощью. Обязательно проводится флюорография, женщины проходят осмотр у врача-гинеколога. Дополнительно обращаться в наркологический и психиатрический диспансер требуется не всегда. Достаточно подтвердить, что гражданин не стоит на учёте. В остальном процедура медосмотра идентична российской. Стоит такая услуга для граждан около 8 долларов (примерно 500 российских рублей).

Дальше всех ушёл соседний Казахстан, на опыт которого, похоже, и ориентируются специалисты нашего Минздрава. Для получения прав жителям данной страны требуется специальная справка формы 083-у, предполагающая прохождение осмотра у терапевта, окулиста, оториноларинголога и психиатра-нарколога. Стоимость услуги - от 13 до 20,7 долларов (0,8–1,4 тыс. рублей). Заключение о годности для допуска к управлению о состоящих (или не состоящих) на учёте нарколога и лиц с наличием в организме продуктов обмена психоактивных веществ, а также заключение с психологическим тестированием выдаёт врач и заверяет его личной подписью и личной печатью.

Японский опыт допуска к управлению транспортными средствами предполагает всё ту же проверку зрения. В последние годы из этого теста даже убрана проверка на дальтонизм. На всё уходит не более минуты. Никаких справок из диспансеров, разумеется, не требуется. Проверка зрения включена в сбор за удостоверение. Дополнительные проверки проходят лишь лица, достигшие 75 лет. У них выявляются возможные признаки деменции. Повышенное внимание врачей приковано также к лицам, уже ставшим виновниками аварии. В Китае для получения прав важен, прежде всего, рост – он не должен быть меньше 150 см. Также в ходе медкомиссии у граждан проверяют кровяное давление, зрение и слух. Зрение не должно быть хуже -4,9. Обязательно наличие хотя бы трёх пальцев на каждой руке.

Чем именно руководствуются отечественные специалисты и профильные ведомства, вводя драконовские правила для прохождения водительской комиссии, остаётся лишь догадываться. С одной стороны, чем меньше водителей, тем меньше пробок. С другой – спрос на машины в стране и так давно и стремительно снижается, что естественным образом тянет за собой ухудшение экономических показателей. А вот в выгоде новой процедуры для врачей и импортёров специального оборудования и реагентов для тестов сомневаться не приходится. Об этом уже был отдельный материал.

Автомобильные новости