Каско подешевело до убытков
В первом квартале сборы страховщиков по каско снизились на 23%, а уровень выплат существенно возрос. Подорожали и сами полисы. Эксперты говорят, что в дальнейшем застраховать машину от угона и ущерба станет еще дороже. Это связано с возвратом компаний от демпинга к нормальному ценообразованию.
По данным центра стратегических исследований компании «Росгосстрах», в I квартале 2010 года страховые компании собрали 28,4 млрд рублей в качестве страховых премий по автокаско. Годом ранее этот вид страхования принес страховщикам 35 млрд рублей – на 23% больше. Снижение сумм страховых премий, как отмечают специалисты, в большой степени связано с падением российского автомобильного рынка (продажи в I квартале снизились на четверть). Падение рынка автокаско и увеличение его убыточности повлияло и на имущественное страхование в целом: в I квартале 2010 года только этот сегмент страхового рынка демонстрирует снижение.
При этом почти 67% средств, полученных от продажи полисов каско с января по март, сосредоточены в руках десяти страховщиков – они собрали за это время около 19 млрд рублей в качестве страховых премий, сообщает «Интерфакс».
Лидером по собранным премиям в страховании транспортных средств от угона и ущерба стал «Ингосстрах» – за три месяца компания выручила от продажи полисов более 4,4 млрд рублей. За ним следуют «Росгосстрах» (3,45 млрд рублей) и «РЕСО-Гарантия» (3,1 млрд рублей). В десятку крупнейших входят также ВСК (1,54 млрд рублей страховых премий), «Ренессанс страхование» (1,39 млрд), «Альфастрахование» (1,13 млрд), «Согласие» и РОСНО (около 1,06 млрд рублей у каждой). Замыкают рейтинг МСК, собравшая более 950 млн рублей страховых премий, и «Уралсиб» (920 млн).
Как сообщает «Прайм-ТАСС», с января по март страховые компании выплатили гражданам 21,652 млрд рублей в качестве возмещения ущерба по каско, а еще порядка 3,967 млрд руб. – по договорам с юридическими лицами. Сами полисы страхования от угона и ущерба с начала года подорожали – средняя стоимость такой страховки для физических лиц увеличилась с 36 353 рублей до 38 137 рублей. Страховщики заключили в этот период более 577 тысяч договоров с гражданами и около 93 тысяч – с юрлицами.
По оценкам «Росгосстраха», страхование каско сейчас является наиболее убыточным для страховщиков – уровень выплат по данному виду страхования в I квартале 2010 года превысил 90%, из-за чего на рынке сложилась опасная ситуация. Страховщики ожидают улучшения уже во втором квартале, вслед за ростом автомобильного рынка.
Однако, по мнению экспертов, высокая убыточность страхования каско во многом связана с деятельностью самих страховщиков, в борьбе за клиента перед началом кризиса устроивших демпинг.
«Перед самым кризисом компании, стараясь привлечь клиентов и набрать как можно больший страховой портфель, снижали тарифы, и во время кризиса это только продолжилось. Получается, что сейчас большинство компаний именно по каско работают в убыток, и хорошо, если выходят «в ноль», – рассказал «Газете.Ru» руководитель направления рейтингов страховых компаний агентства «Эксперт РА» Алексей Янин. Впрочем, эксперт допускает, что не все компании ввязались в погоню за клиентом таким способом, однако для рынка в целом ситуация характерна.
По словам Янина, страховые компании на рынке каско слишком долго работали с убытком, поэтому полисы будут дорожать и впредь.
«Сейчас демпинговые процессы на рынке каско завершаются – дальше снижать стоимость полисов просто невозможно. От квартала к кварталу их цена будет расти – компании постепенно начинают возврат от демпинга к нормальному ценообразованию», – говорит эксперт.
По словам главного аналитика «Интерфакс-ЦЭА» Анжелы Долгополовой, крайне высокий уровень выплат по добровольному автострахованию может свидетельствовать об уменьшении их страхового портфеля. «Некоторые компании сознательно снижали долю убыточного вида, ведь автокаско выгодно в период стабильно растущего фондового рынка – оно может дать при невысокой премии резкий приток денег, которые инвестируются в доходные инструменты, и убыточность самого вида не столь важна», – отмечает эксперт.
Scriptio: Михаил Лобачев.