quto.ru
Опубликовано 27 марта 2014, 08:49

Mercedes-Benz снимают с госучета

Mercedes-Benz может потерять право на участие в госзакупках.

Mercedes-Benz может лишиться права участвовать в тендерах на госзакупки. Автомобили, столь любимые российскими чиновниками, не соответствуют новым требованиям Минпромторга по уровню локализации производства, которые могут вступить в силу уже 1 апреля. Серьезные проблемы по преодолению необходимого уровня локализации могут возникнуть и у Toyota, чьи автомобили хоть и производятся в России, но почти целиком из импортных комплектующих.

Минпромторг внес в правительство проект постановления об ограничении государственных закупок импортных автомобилей. Документ предполагает лишение права участия в тендерах на госзакупки тех компаний, чей уровень локализации производства находится ниже определенного чиновниками Минпромторга уровня. Такая мера призвана, с одной стороны, способствовать увеличению доли реализации отечественных машин, а с другой — стимулировать крупных игроков авторынка развивать локальное производство на территории России и в странах Таможенного союза — Белоруссии и Казахстане.

Сейчас процент локализации выпускаемых в России автомобилей определяется требованиями соглашений о промышленной сборке между производителями и Минпромторгом РФ. Согласно недавнему докладу замминистра Алексея Рахманова, уровень локализации крупнейшего мирового автоконцерна Toyota составляет в России всего 10%, PSMA РУС (совместное предприятие в Калуге PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi) — 20%, Ford Sollers Елабуга — 37%. Для сравнения, уровень локализации производства Volkswagen в России составляет 42%, ЗАО «Джи Эм — АвтоВАЗ» — 51%, ОАО «ГАЗ» — 61%.

Как пояснил «Газете.Ru» директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов, национальный режим при госзакупках будет распространяться не только на легковые автомобили, но и на автофургоны, бульдозеры, экскаваторы, автобусы, грузовые автомобили, сельскохозяйственную, коммунальную, дорожную и железнодорожную технику.

Сроком вступления постановления в силу предлагается сделать день его предполагаемого подписания — 1 апреля.

«В приложении к постановлению содержатся требования, которым должны соответствовать товары, поставляемые для госнужд, — рассказал Морозов «Газете.Ru». — В их числе — осуществление деятельности предприятия на территории России либо Белоруссии или Казахстана. При этом с 2014 года не менее пяти производственных операций должны вестись на территории этого предприятия. С 1 января 2015 года количество необходимых операций увеличится до шести, с 1 января 2016 года — до восьми, а с 1 января 2017 года не менее 10 производственных операций должны вестись на локальном производстве компании. В список обязательных к исполнению операций входит монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси или монтаж передней подвески, монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж электрооборудования, монтаж рулевого механизма, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска и сборка кузова.

Не выполнив эти требования, компания не сможет получить госзаказ — ее заявка даже не будет рассматриваться во время проведения тендера. Тот, кто хочет быть поставщиком, должен не только иметь российское происхождение, но и иметь локализованное технологичное производство».

Каким будет «проходной» процент локализации производства для автокомпаний, пока не совсем понятно, однако очевидно, что преодолеть эту планку 1 апреля смогут далеко не все.

По словам директора департамента Минпромторга, если выполнить весь перечень предлагаемых работ, уровень локализации производства в конечном итоге составит порядка 75%. При этом он особо подчеркнул, что ведомство не ставило перед собой задачу поставить под удар тот или иной бренд. Главная цель запланированных мер — создать условия, в которых автокомпании стремились бы развивать свое локальное производство.

«Позиция у нас очень простая, мы не хотим мешать людям делать бизнес, — отметил Морозов. — Если кто-то считает, что прикручивать автомобили к колесам — это бизнес, мы ему мешать не будем. Но с точки зрения государства, нам интересно, чтобы у нас развивалось проектирование и производство автомобилей, открывались производства двигателей, колес, блоков управления».

Одной из первых компаний, которые может затронуть новая политика Минпромторга, — Mercedes-Benz. И если ее грузовое подразделение заключило соглашение по промышленной сборке и наладило производство в Набережных Челнах, то мощностей по производству легковых автомобилей на территории России или других странах Таможенного союза у немецкой компании нет.

«Самое интересное, что Mercedes-Benz была в числе первых компаний, поддержавших инициативу по развитию локального производства. Они взяли на себя эти обязательства еще в 2007 году, — напомнил Александр Морозов. — В итоге мы составили соглашение, заключили его с рядом автомобильных компаний, а они почему-то от этого отошли. Теперь прошло семь лет, и они приходят к нам с вопросами: «Что же нам делать? Мы ведь тоже хотим участвовать в тендерах на госзакупки и получать меры господдержки». Мы говорим: «Ребята, где же вы гуляли эти семь лет? Сейчас им, конечно, будет очень сложно наверстать упущенное. Им надо строить завод, а за год это невозможно. Таким образом, с апреля им будет закрыт путь на участие в госзакупках. Конечно, если соответствующее постановление будет подписано».

В российском подразделении Mercedes-Benz отмечают, что на данный момент решение о сборке легковых автомобилей «не принято, но активно обсуждается».

«Мы просим с пониманием отнестись к тому факту, что мы не комментируем ход переговоров с потенциальными партнерами», — отметил начальник отдела корпоративной коммуникации компании Андрей Родионов.

«Наша марка активно работает над расширением производства в России, — рассказал «Газете.Ru» Родионов. — С 2008 года в рамках партнерства с Группой КамАЗ запущено производство грузовых и автомобилей специального назначения в Набережных Челнах. С лета 2013 года осуществляется сборка автомобилей Mercedes-Benz Sprinter Classic на мощностях «Группы ГАЗ». Кроме того, локализуется производство дизельных двигателей на Ярославском моторном заводе. Наша марка одной из первых локализовала производство двигателей для российского рынка и для экспорта».

Ряд крупных автоконцернов, чьи машины, как правило, используются госслужащими, уже имеют производство в России, поэтому к сложившейся ситуации относятся спокойно.

В пресс-службе Ford Sollers «Газете.Ru» сообщили, что локализация является приоритетным направлением работы для компании. «В данный момент компания соответствует всем требованиям Дополнительного соглашения к постановлению правительства РФ № 166. К 2016 году уровень локализации должен достичь 60%. По итогам 2013 года 99% проданных в России автомобилей Ford были российского производства», — отметили в пресс-службе.

Одним из фаворитов в сложившейся ситуации можно назвать Volkswagen Group Rus — концерн не только методично наращивает объемы производства на предприятиях в Калуге, но и планирует открыть там же в 2015 году моторный завод мощностью 120 тысяч двигателей в год. Уровень локализации производимых концерном в России марок — Volkswagen и Skoda — варьируется в зависимости от модели.

«Уже сейчас около 60% продаваемых нами в России автомобилей производятся здесь же», — отметила директор по связям с общественностью Volkswagen Group Rus Наталия Севастьянова.

Спокойно относятся к ситуации и в российском подразделении Toyota, хотя постановление Минпромторга может всерьез ударить по японскому гиганту. Несмотря на налаженное в России производство, в том числе и крайне востребованной в госструктурах модели Camry, уровень локализации у Toyota остается крайне низким.

«Процент локализации модели Toyota Camry, которая производится на заводе в Санкт-Петербурге по методу полного цикла, в настоящий момент составляет около 15%», — сообщили в пресс-службе компании. — Еще ниже этот показатель у Toyota Land Cruiser Prado, который производится на СП «Соллерс-Буссан» во Владивостоке методом крупноузловой сборки«.

По словам Александра Морозова, постановление Минпромторга внимательно изучила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

«В списке компаний, которые сегодня ведут высоколокализованное производство, — Renault, Nissan, Hyundai, Ford, Volkswagen — разве между ними не существует конкуренции? В ФАС изначально переживали за такую ситуацию — к примеру, есть номенклатура, которая не производится в России, и что делать, если чиновник захочет именно эту продукцию, — рассказал Морозов. — На что мы ответили, что если чиновник хочет конкретную марку автомобиля, например Lamborghini, то это неправильно. Чиновник должен формировать свои требования к тому, на чем он хочет ездить — например, четырехместная машина, которая потребляет определенное количество бензина и должна быть способна проехать определенное количество километров. В итоге договоренность с ФАС была достигнута».

Scriptio: Алина Распопова.

Автомобильные новости