Минтранс и Минфин поддержали рост топливных акцизов

Вопрос наполнения дорожных фондов все активнее обсуждается в правительстве. Пока что самой популярной идеей является повышение акцизов на топливо, что позволит привлечь в дорожные фонды больше средств. Минтранс и Минфин уже поддержали этот проект.
Стелла российской АЗС

Вопрос наполнения дорожных фондов все активнее обсуждается в правительстве. Пока что самой популярной идеей является повышение акцизов на топливо, что позволит привлечь в дорожные фонды больше средств. Минтранс и Минфин уже поддержали этот проект.

Напомним, что с 2011 года акцизы на автомобильное топливо в нашей стране были дифференцированы: чем выше класс топлива (и соответственно качество), тем ниже акциз. Таким образом государство планировало стимулировать нефтяные компании на производство более качественной горючки. В дальнейшем планировалось все больше увеличивать разрыв в ставках на разные классы топлива. Кроме того, с 2014 года будет запрещен оборот бензина класса «Евро-3», который популярен сейчас. А более высокие классы, как отмечалось ранее, дают меньше сборов с акцизов.

Однако власти не ожидали, что нефтяники перестроятся так быстро. В результате выяснилось, что дорожные фонды, финансирование которых происходит в основном за счет акцизов, а также транспортного налога, лишатся существенной части вливаний. В частности, по подсчетам экспертов, потери фондов составят от 15 миллиардов рублей в 2013 году до 97 миллиардов рублей в 2015 году (по сравнению с прогнозируемыми ранее объемами). В общей сложности за три ближайшие года фонды недосчитаются порядка 145 с рублей.

В середине текущего года чиновники пришли к выводу, что надо повышать акцизы на топливо, чтобы наполнить дорожные фонды. По последним планам, ставка на «Евро-4» в ближайшие три года вырастет на 1,3 рубля, 0,64 рубля и 0,71 рубля соответственно. На «Евро-5» — не изменится в 2013 году, вырастет на 0,39 рубля и 0,42 рубля в 2014 и 2015 годах.

Проект обсуждался на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, сообщают «Ведомости» со ссылкой на нескольких федеральных чиновников. На совещании Минтранс представил другой сценарий, точнее сразу три альтернативных варианта. По первому, ставки на четвертый и пятый класс бензина вырастут на 1 рубль в год в 2014 и 2015 годах. По второму, в 2014 году ставка на «Евро-5» растет сразу на 1,62 рубля, на «Евро-4» — на 0,75 рубля, а в 2015 году — на 1,13 рубля для обоих классов. По третьему варианту, больше растут акцизы на четвертый еврокласс — плюс 0,83 и 1,13 рубля в 2014 и 2015 годах. Ставка на пятый еврокласс вырастет соответственно на 0,71 и 0,38 рубля.

Министерство финансов также подготовилось к совещанию. Минфин предлагает индексировать по сравнению с прежними предложениями только ставку на «Евро-4» и «Евро-5», не трогая «Евро-3». По предоставленным расчетам, в соответствии с этим сценарием стоимость высокооктанового топлива вырастет на 40-50 копеек за литр в 2013 году, до 70 копеек/литр в 2014 году и 0,7-1,3 рубля/литр в 2015 году. По мнению ведомства, это компенсирует потери дорожных фондов.

Собеседники издания отметили, что представленные проекты пока остаются лишь проектами, какого-либо решение по этому вопросу на совещании принято не было. Сообщается также, что Дворкович намерен обсудить проблему с премьер-министром России в ближайшее время. Источник отметил, что на решение вопроса осталось не так много времени — проект по повышению акцизов должен быть внесен в Госдуму до 20 сентября.