Петров "подарил" Феттелю чемпионский титул
Пилот команды Red Bull Себастьян Феттель одержал победу в финальной гонке чемпионата Формулы-1 2010 года, Гран-при Абу-Даби. Его главные конкуренты в борьбе за чемпионский титул, Фернандо Алонсо и Марк Уэббер, завершили выступление лишь на седьмом и восьмом местах. Благодаря этому немец сумел опередить их в личном зачете, и стать самым молодым чемпионом мира в истории Формулы-1.
В то же время, такой итог стал не самым логичным завершением уик-энда. Большую помощь Феттелю невольно оказал россиянин Виталий Петров, сдерживавший Алонсо на протяжении 45-и кругов, вплоть до самого финиша. А в какой-то степени Феттелю просто повезло. Но свою роль сыграла и тактика - судьбу титула решили ненужные пит-стопы Уэббера и Алонсо в самом начале гонки...
Лабиринты хаоса
Финальный уик-энд в любом случае должен был стать историческим - ведь еще ни разу в последней гонке сезона за титул не боролись сразу четыре претендента. И Гран-при Абу-Даби с самого начала дал понять, что спокойной жизни пилотам не будет. После серии дождевых этапов участники чемпионата меньше всего ожидали увидеть мокрый асфальт в пустыне на Аравийском полуострове, но в пятницу начался настоящий ливень!
Правда, к началу первых свободных заездов он уже закончился, и асфальт стремительно просыхал. Тем не менее, целый час никто из пилотов не решался проехать "боевой" круг. А когда гонщики все-таки отправились на трассу, выяснилось, что в отличие от предыдущих Гран-при, на Яс Марина ни одна из команд не имеет заметного преимущества перед конкурентами. И хотя в утренней сессии Феттелю удалось взять верх, после обеда самым быстрым уже был Хэмильтон.
В субботу эта тенденция только усилилась - помимо трех традиционных команд-лидеров, в борьбу вмешались еще и гонщики Mercedes GP, очень сильно проводившие концовку чемпионата. Так, в первом раунде квалификационных заездов второе время показал Нико Росберг, пропустив вперед только Алонсо. Во второй части сессии самым быстрым был уже Феттель, но отрывы остальных оказались минимальны - в следующих 0,6 секунды после него уместились еще восемь пилотов!
В финале, правда, разрывы все же чуть возросли - гонщики Mercedes столкнулись с проблемами на мягкой резине. К тому же, команды выбрали разный алгоритм улучшения результатов - пилоты McLaren и Ferrari совершили по две попытки в начале и в конце сегмента, а пилоты Red Bull предпочли совершить несколько быстрых кругов подряд, не возвращаясь в боксы.
Впрочем, результаты все равно оказались очень близки - Себастьян Феттель завоевал последний в сезоне поул, однако Хэмильтон проиграл ему всего 0,03 секунды! Алонсо под клетчатым флагом отвоевал третье место, едва опередив Баттона, а вот Уэббер оказался лишь пятым. Это в одночасье превратило Марка из главного конкурента Алонсо в борьбе за титул во второстепенного - для победы Марку нужно было выигрывать гонку, а сделать это с пятой позиции на старте очень сложно.
Австралиец, впрочем, старался сохранять оптимизм, уверяя, что стартовая позиция не так уж и важна - ведь "очки дают за места на финише гонки, а не квалификации". Забегая вперед, отметим, что спустя сутки он поменял свою точку зрения на прямо противоположную, утверждая, что уступил титул еще в квалификации, так как обгонять в Абу-Даби очень сложно.
Интересно, что в команде Red Bull радовались поулу Феттеля так, как будто уже выиграли титул. Такая реакция была не совсем понятной - учитывая третье место Алонсо и пятое Уэббера, борьба за чемпионат не выглядела простой. Если бы гонщики финишировали в том же порядке, то чемпионом становился бы Алонсо. Более того - испанец даже мог уступить одну позицию и все равно завоевал бы титул...
Для российских болельщиков, впрочем, в квалификации был и еще один интересный момент - Виталий Петров всего во второй раз в сезоне сумел опередить своего напарника на стартовой решетке. Причем, Кубица не смог пробиться в финальный сегмент заездов, тогда как Виталию это удалось. Правда, на финал резины уже не хватило, и россиянин проехал лишь один быстрый круг, уступив всем остальным участникам топ-10. Тем не менее, старт с 10-й позиции давал Петрову хорошие шансы на результативный финиш.
Поворот событий
Трасса в Абу-Даби дебютировала лишь год назад, но уже тогда стало ясно, что обгонять на ней не так просто. Теоретически это возможно, но, как и на большинстве других творений Тильке, для этого нужно либо значительное преимущество на прямых, либо ошибка со стороны обороняющегося пилота. Это значило, что исход гонки будет зависеть от старта и от стратегии.
Уже на первых метрах дистанции блестяще стартовавший Баттон сумел опередить Алонсо, отодвинув того на четвертую позицию. Впереди Хэмильтон предпринял атаку на Феттеля в первом повороте, и машины оказались в опасной близости друг от друга. Однако двум претендентам на титул хватило благоразумия, чтобы не делать подарков своим конкурентам.
Но уже во втором повороте Михаэль Шумахер в борьбе со своим напарником сместился на грязную сторону трассы, и его немедленно развернуло. Немец оказался на траектории движения и не смог избежать аварии - в болид семикратного чемпиона мира врезался Витантонио Льюцци из команды Force India. При этом машина итальянца буквально "оседлала" Mercedes, лишь чудом не задев колесом шлем Михаэля.
Пилоты в итоге не пострадали, но их болиды перегородили трассу, усыпали ее обломками и залили техническими жидкостями дорожное полотно. О продолжении гонки не могло быть и речи, и пелотон возглавил другой Mercedes - автомобиль безопасности Mercedes-Benz SLS AMG под управлением Бернда Майландера. С его появлением три пилота - Нико Росберг, Виталий Петров и Хайме Альгерсуари - немедленно отправились в боксы для смены резины на жесткую.
Как позже выяснилось, этот момент стал одним из ключевых в гонке, и в большой степени определил исход борьбы за титул. Ведь никто из представителей опытных команд провести пит-стоп на первом круге больше не решился. Росберг, Петров и Альгерсуари, конечно, потеряли позиции, однако благодаря сэйфти-кару разрывы оказались минимальными.
Рестарт был дан спустя шесть кругов, а еще шесть кругов спустя состоялся первый "плановый" пит-стоп - в боксы отправился Марк Уэббер. Перед этим австралиец пожаловался на состояние задних покрышек, но в целом его тактика смотрелась совершенно нелогично - после ухода с трассы автомобиля безопасности пилоты не успели толком распределиться по трассе, и Марк неизбежно должен был попасть в трафик.
Так в итоге и вышло - Уэббер оказался позади Хайме Альгерсуари. И несмотря на то, что испанец представляет "младшую" конюшню Red Bull - Toro Rosso, - сдаваться без боя он был явно не намерен. На обгон Уэббер потратил два круга, потеряв на этом несколько секунд, - тем временем в Ferrari лихорадочно пытались определиться со своей стратегией. Механики вышли было на пит-лейн, но спустя несколько секунд вернулись обратно... чтобы всего круг спустя вновь занять свои позиции - в боксы отправился Фелипе Масса.
Бразилец вернулся в гонку позади Уэббера и Альгерсуари, а уже на следующем круге на пит-стоп заехал и Фернандо Алонсо. В Ferrari так и не признались, кто принял это странное решение, но его ошибочность была достаточно очевидной. Как пояснил после финиша руководитель команды Стефано Доменикали, они встали перед выбором - пытаться сохранить позиции в борьбе с Феттелем, или же остаться впереди Уэббера. Выбрали второе и ошиблись.
Совершенно непонятно, зачем вообще нужно было уделять столько внимания позиции Уэббера - на победу в гонке он вряд ли претендовал, а при других раскладах австралиец ничем не угрожал Алонсо. К тому же, в Скудерии почему-то выбрали одну и ту же тактику для обоих своих пилотов, сделав ставку на мощный прорыв Алонсо наверх - и это на трассе, где так сложно обгонять!
Справедливости ради стоит заметить, что похожая схема отчасти сработала в Монако, где обгонять было еще сложнее. Но там Алонсо имел значительное преимущество в скорости. В Абу-Даби такого преимущества у него не было - напротив, борьба была чрезвычайно плотной. Вскоре испанец в этом убедился на собственном примере - выехав из боксов впереди Уэббера, он быстро догнал Виталия Петрова. На этом его прорыв и закончился.
Алонсо шел вплотную за россиянином, но на прямых Виталий оказывался быстрее, и шансов на атаку сопернику не давал. За все 40 кругов до финиша Алонсо совершил лишь одну явную попытку атаки, которую Петров без труда отбил. И хотя Фернандо явно способен был ехать быстрее, поделать ничего не мог - ошибок Виталий не допускал. А к концу гонки резина Алонсо основательно износилась, и он раз за разом ошибался, выезжая за пределы трассы и срезая повороты...
Тем временем лидеры продолжали отрываться от соперников, и вскоре стало ясно, что за победу с Феттелем сможет побороться только Хэмильтон. Однако британец тоже выбрал не лучшую тактику и слишком рано, на 23-м круге, отправился на плановый пит-стоп. Проведи он на трассе еще несколько минут, и вполне возможно, ему удалось бы вернуться впереди Кобаяси и Кубицы, но в McLaren рассудили иначе...
Как следствие, Хэмильтон застрял за Renault Кубицы также, как Алонсо - за машиной Петрова. С той лишь разницей, что Кубицу еще ждал пит-стоп. Но поляк стартовал на жесткой резине, и затянул свою остановку до 47 круга дистанции! И хотя он был явно медленнее лидеров, но все же постепенно отрывался от группы, в которую входили Петров, Алонсо и Уэббер. В итоге, поляк вернулся на трассу впереди них, что еще больше осложнило ситуацию для Алонсо.
А Феттель уверенно шел к своей пятой в сезоне победе. Оторвавшись благодаря Кубице от Хэмильтона, он сбавил темп, и просто контролировал отрыв от преследователей до самого финиша. Все, что смог ему противопоставить Льюис - лучший круг гонки. Третье место сохранил Баттон, который большую часть дистанции провел на мягкой резине, но тем не менее, способен был проходить круги с очень неплохим временем.
|
Результаты Гран-при Абу-Даби
|||| | Место | Гонщик | Команда | Время | | 1. | Себастьян Феттель | Red Bull Renault | 1ч 39:36.8037 | | 2. | Льюис Хэмильтон | McLaren Mercedes | +10.162 | | 3. | Дженсон Баттон | McLaren Mercedes| +11.047 | | 4. | Нико Росберг | Mercedes GP | +30.747 | | 5. | Роберт Кубица | Renault| +39.026 | | 6. | Виталий Петров | Renault | +43.520 | | 7. | Фернандо Алонсо | Ferrari| +43.797 | | 8. | Марк Уэббер |Red Bull Renault | +44.243 | | 9. | Хайме Альгерсуари | Toro Rosso Ferrari | +50.201 | | 10. | Фелипе Масса | Ferrari | +50.868 | | 11. | Ник Хайдфельд | BMW Sauber Ferrari | +51.551 | | 12. | Рубенс Баррикелло | Williams Cosworth| +57.686 | | 13. | Адриан Сутиль | Force India Mercedes | +58.325 | | 14. | Камуи Кобаяси | BMW Sauber Ferrari| +59.558 | | 15. | Себастьян Буэми | Toro Rosso Ferrari | +1:03.178 | | 16. | Нико Хюлькенберг | Williams Cosworth | +1:04.763 | | 17. | Хейкки Ковалайнен| Lotus Cosworth | +1 круг | | 18. | Лукас ди Грасси | Virgin Cosworth | +2 круга | | 19. | Бруно Сенна | Hispania Cosworth | +2 круга | | 20. | Кристиан Клин | Hispania Cosworth | +2 круга | | 21. | Ярно Трулли | Lotus Cosworth | +4 круга | | 22. | Тимо Глок | Virgin Cosworth| сход | | 23. | Михаэль Шумахер | Mercedes GP | сход | | 24. | Витантонио Льюцци | Force India Mercedes | сход|
После боя
Победа Феттеля в гонке ни для кого не стала неожиданностью - концовку чемпионата Себастьян проводил очень уверенно. А вот в его титул до финального Гран-при мало кто верил. Лишь после квалификации шансы юного немца начали рассматривать всерьез - да и то скорее потому, что его напарник Марк Уэббер их практически потерял.
В то же время нельзя сказать, что победа Феттеля стала логическим следствием его успехов - безусловно, в финальном Гран-при ему изрядно повезло. Он стал самым молодым чемпионом мира в истории в значительной степени благодаря той грубейшей тактической ошибке, которую совершили в Ferrari. А также тому, что перед Алонсо оказался именно Петров, настройки машины которого позволяли эффективно обороняться.
С другой стороны, эта ошибка итальянцев стала следствием раннего пит-стопа Марка Уэббера. Напарник Феттеля фактически спровоцировал Ferrari на ошибку, поставив их перед сложным выбором - кого из "двух зайцев" ловить. О том, в какой степени этот шаг был намеренным, мы вряд ли когда-либо узнаем, но весьма показательным был диалог Феттеля и его инженера вскоре после пит-стопа Алонсо - он предложил Себастьяну подольше не менять покрышки.
Но так или иначе, Себастьян провел блестящую гонку и, одержав вторую победу подряд, завоевал чемпионский титул, хотя ни разу по ходу сезона не лидировал в чемпионате. Его отрыв от Алонсо в итоге составил всего четыре очка, а от оставшегося на четвертом месте Хэмильтона - 16. Столь мизерные отрывы удивительны на фоне того, что за победу в нынешнем сезоне пилот получает сразу 25 очков!
Завоевав титул в личном зачете, команды Red Bull сделала "золотой дубль" - Кубок конструкторов они гарантировали себе еще после предыдущей гонки в Бразилии. Итог можно назвать вполне заслуженным, но вряд ли предсказуемым. Если по чистой скорости болиды Red Bull имели заметное преимущество по ходу всего сезона, то по части надежности были далеко не лидерами. Так, гонщики Ferrari в этом году не сошли по техническим причинам ни разу, тогда как Феттеля машина подводила дважды, причем оба раза он лидировал в гонке.
Самым значительным изменением в личном зачете по итогам финального Гран-при стал прогресс Виталия Петрова, который благодаря финишу на шестом месте поднялся сразу на две позиции. Он закончил сезон на 13-м месте, впереди своего главного конкурента Нико Хюлькенберга из команды Williams. Таким образом, Виталий стал лучшим новичком сезона - если, конечно, не считать пилота Sauber Камуи Кобаяси, который в прошлом году успел поучаствовать в двух Гран-при.
В Кубке конструкторов перед последней гонкой интрига сохранялась только вокруг шестого места - на него претендовали Williams и Force India. Удачно завершив предыдущую гонку, британская конюшня сумела опередить подопечных Виджея Мальи, а в Абу-Даби никто из представителей этих команд не смог набрать очков. В результате, шестое место, вместе с причитающейся долей доходов от телетрансляций, досталось Williams.
Для команды Фрэнка Уильямса это очень хорошая новость - ведь по итогам сезона она потеряет сразу четырех своих крупнейших спонсоров. Впрочем, вполне возможно, что их сменят какие-то другие компании - ведь интерес к Формуле-1 со стороны рекламодателей вновь начал расти. И теперь у команды есть достаточно времени для заключения контрактов - новый сезон начнется только в марте.
|
Итоговое положение в общем зачете
|||| | Место | Гонщик | Команда | Очки | | 1. | Себастьян Феттель| Red Bull Renault | 256 | | 2. | Фернандо Алонсо | Ferrari| 252 | | 3. | Марк Уэббер |Red Bull Renault| 242 | | 4. | Льюис Хэмильтон | McLaren Mercedes| 240 | | 5. | Дженсон Баттон |McLaren Mercedes | 214 | | 6. | Фелипе Масса | Ferrari | 144 | | 7. | Нико Росберг | Mercedes GP| 142 | | 8. | Роберт Кубица | Renault | 136 | | 9. | Михаэль Шумахер | Mercedes GP| 72 | | 10. | Рубенс Баррикелло| Williams Cosworth | 47 | | 11. | Адриан Сутиль | Force India Mercedes| 47 | | 12. | Камуи Кобаяси | BMW Sauber Ferrari| 32 | | 13. | Виталий Петров | Renault | 27 | | 14. | Нико Хюлькенберг | Williams Cosworth | 22 | | 15. | Витантонио Льюцци | Force India Mercedes | 21 | | 16. | Себастьен Буэми | Toro Rosso Ferrari | 8 | | 17. | Педро де ла Роса |BMW Sauber Ferrari | 6 | | 18. | Ник Хайдфельд | BMW Sauber Ferrari | 6 | | 19. | Хайме Альгерсуари| Toro Rosso Ferrari| 5 | | 20. | Хейкки Ковалайнен | Lotus Cosworth | 0 | | 21. | Ярно Трулли | Lotus Cosworth | 0 | | 22. | Карун Чандхок | Hispania Cosworth | 0 | | 23. | Бруно Сенна | Hispania Cosworth | 0 | | 24. | Лукас ди Грасси | Virgin Cosworth | 0 | | 25. | Тимо Глок | Virgin Cosworth| 0 | | 24. | Сакон Ямамото | Hispania Cosworth | 0 | | 25. | Кристиан Клин | Hispania Cosworth | 0 |
|
Итоговое положение в Кубке конструкторов
|||| | Место | Команда | Очки | | 1. | Red Bull Renault | 498 | | 2. | McLaren Mercedes | 454 | | 3. | Ferrari | 396 | | 4. | Mercedes GP | 214 | | 5. | Renault | 163 | | 6. | Williams Cosworth | 69 | | 7. | Force India Mercedes | 68 | | 8. | BMW Sauber Ferrari | 44 | | 9. | Toro Rosso Ferrari | 13 | | 10. | Lotus Cosworth | 0 | | 11. | Hispania Cosworth | 0 | | 12. | Virgin Cosworth | 0 |
Scriptio: Эльмир Валеев.