Плагиат во благо: как заимствование помогало развитию автопрома

Каждый автомобиль прекрасен. Даже Pontiac Aztec. Даже Fiat Multipla. В конце концов, любое транспортное средство — это труд десятков, да что там, сотен людей. Впрочем, в такой сложной отрасли, как автомобилестроение, никак нельзя было обойтись без копирования: самые лучшие идеи всегда распространялись по всему миру, а многие крупные марки и вовсе обязаны своим появлением более известным старым брендам.

Славное советское прошлое

Примерно с середины 60-х годов автомобили в СССР начали собирать с прицелом на экспорт. Некоторые разработки наших инженеров были полностью самостоятельными и уникальными. За примерами далеко ходить не надо — взять хотя бы нашу легендарную Ниву. Настолько удачным получился этот автомобиль, что раскупался за рубежом очень хорошо и, кстати, стоил немало. Однако в ряде других случаев без заимствования элементов дизайна, а также отдельных узлов и агрегатов было не обойтись.

Так, например, американский внедорожник Bantam BRC 40 стал «прадедушкой» не только легендарного Виллиса и, впоследствии, Джипа, но и основой для наших ГАЗ-64 и ГАЗ-67. Советским конструкторам дали указание: полностью скопировать образец, ни в чем от него не отступая. Пришлось даже укорачивать мосты, взятые изначально от ГАЗ-61, что, конечно, существенно усложнило разработку. Нельзя сказать, что производство этих машин сыграло какую-то масштабную роль, тем более, что те же самые Виллисы и так поступали к нам по американской госпрограмме.

В 1945 году в СССР выпускают легендарный ЗИС-110, семиместный четырехдверный лимузин. Группа инженеров завода имени Лихачева была осведомлена о давней любви Сталина к американской марке Packard, а кроме того, по некоторым данным, имела прямое указание скопировать и конструкцию мотора, и шасси, и элементы дизайна с модели Packard 180 образца 1941 года. Внешне автомобили действительно получились очень похожими, однако для вождя был предусмотрен бронированный вариант...

Читать далее >>