Российским автомобилистам подкинут проблем

Переход на электронные автомобильные паспорта, запланированный на июль 2017 года, может обернуться серьёзными проблемами для всех участников автомобильного рынка. По информации «Российской газеты», постановление правительства о переходе на цифровую форму документа до сих пор не принято. Это может обернуться коллапсом в области сделок с транспортом.

Порядок и возможность постановки автомобиля на учёт в ГИБДД, как отмечает издание, до сих пор не утверждён. При этом уже с 1 июля этого года, по решению Евразийской экономической комиссии, в России, Белоруссии, Киргизии, Казахстане и Армении, подписавших соглашение, на автомобили должны оформляться электронные паспорта.

Это значит, что при покупке автомобиля владелец не получит привычный бумажный паспорт транспортного средства — все данные о нём будут храниться исключительно в электронном виде и будут находиться в свободном доступе для сотрудников ГИБДД. Единственным документом, с которым владелец транспорта отправится на постановку на учёт — договор купли-продажи.

Введение электронных паспортов неоднократно переносилось ранее. Сейчас всё идёт к тому, что этот вопрос либо снова будет отложен, либо будет спешно рассмотрен и принесёт множество проблем. Постановление до сих пор находится на согласовании в министерствах и ведомствах, притом что до начала июля потребуется множество согласований. Время на подготовку к переходу на электронные паспорта нужно автопроизводителям, таможенникам, ГИБДД, налоговикам и всем, кто так или иначе задействован в процессе легализации автомобилей.

По информации «Российской газеты», бумажные бланки паспортов транспортных средств не закуплены и даже не заказаны. При этом соответствующие средства в бюджете не заложены. В случае переноса сроков введения электронных паспортов это гарантирует проблемы всем участникам автомобильного рынка.

Только в прошлом году, по статистике ГИБДД, на учёт было поставлено более полутора миллионов новых транспортных средств. А значит, на одни только бланки требуются миллиарды рублей.

Кроме того, перед передачей владельцу новые автомобили нередко проходят сложную цепочку: представитель производителя продаёт машину своему дилеру, тот перепродаёт её своему субдилеру, а уже последний реализует её конечному покупателю. Каждый раз при этом вносятся данные в ПТС.

Системы электронных паспортов не позволяют исправить данные без соответствующего доступа. Кроме того, для расчёта страховых премий и определения территориального коэффициента в электронном паспорте должен указываться адрес места жительства собственника. Решением этих вопросов, похоже, пока никто не занимался.

Более того, переход на совершенную, по задумке, систему может привести к противоположному эффекту: вместо одной бумаги в виде привычного паспорта рядовым автомобилистам будет требоваться получение всевозможных выписок и справок. Разумеется, за дополнительную плату. Ведь любая услуга, как известно, должна оплачиваться. В том числе распечатка данных из закрытой базы электронных паспортов.