Российский авторынок в 2012 году останется самым динамичным в Европе
Собственный автомобиль в наступившем году будет почти у каждого четвертого жителя России, прогнозируют аналитики рынка. Однако этот показатель находится всего лишь на уровне европейских 70-х годов прошлого столетия, причем ряд экспертов говорит о снижении темпов продаж.
Тем не менее наш авторынок остается самым динамичным в Европе — в такой оценке аналитики солидарны. Эту характеристику серьезно поддержали не только программы государственной поддержки автопрома, но и тот факт, что сегодня в отечественную автомобильную промышленность выгодно вкладывать инвестиции. Особенно этот процесс пойдет активно после окончательного вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое ожидается в сентябре.
Объемы продаж легковых автомобилей в прошлом году были достаточно велики и составили около 2,6 миллиона штук, сообщил «РГ» исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. По его мнению, тот факт, что с такими цифрами российский авторынок выходит на второе место по объемам в Европе после Германии, говорит о его большом потенциале.
«При этом собственно легковых автомобилей, без легкого коммерческого транспорта, было продано порядка 2,48 миллиона — это очень хороший показатель», — подчеркнул он.
Подобных цифр придерживаются и в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По итогам года объем рынка увеличится на 37 процентов по сравнению с 2010 годом, отметил в пресс-релизе ассоциации Дэвид Томас, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ. Вместе с тем он считает, что даже подобная положительная тенденция роста объемов продаж не позволит пересматривать прогноз на 2012 год, который составляет 2,8 миллиона автомобилей, в сторону увеличения. Более того, как считают эксперты АЕБ, этот год может показать значительно меньший рост — менее чем в 8 процентов.
Стоит отметить, что эти прогнозы действительно имеют шанс сбыться.
Сергей Удалов, например, озвучил еще более низкие цифры. По его словам, в 2012 году можно ожидать как роста рынка, так и его падения в пределах 5 процентов в ту или другую сторону. Такое развитие ситуации возможно в силу нескольких причин.
«Во-первых, последнее время рынок рос за счет государственных программ утилизации и субсидирования автокредитов, и в результате мы немного «перебрали» естественный спрос. В нынешнем году эти программы работать уже не будут», — рассказал он. Удалов не сомневается, что сейчас рост рынка будет возможен только при хорошей ситуации в экономике, которая, соответственно, повлечет за собой рост зарплат.
Рост продаж может быть вызван также появлением и закреплением на рынке новых моделей. Так, например, в 2012 году ожидается ряд интересных автомобильных премьер, особенно в сегменте доступных автомобилей. Например, в конце 2011 года стартовали продажи долгожданной Lada Granta. Этот автомобиль призван в недалекой перспективе заменить на российских автодорогах устаревшую «классику». В связи с этим цена на этот автомобиль достаточно демократична — от 229 тысяч рублей за комплектацию «норма». В планах волжского автозавода выпуск в следующем году 150 тысяч автомобилей, однако представители завода оговорились, что окончательные цифры будут зависеть от ситуации на рынке. В той или иной мере должна «выстрелить» еще одна новинка — Lada Largus — новая модель в кузове «универсал» на базе румынской Dacia Logan MCV.
Из иностранных новинок в этом году бюджетных премьер не ожидается. Однако, подчеркнул Сергей Удалов, будут наращивать свое присутствие на рынке такие модели южнокорейских концернов, как Hyndai Solaris и KIA Rio, новый Volkswagen Polo Sedan. Но в целом структура российского автомобильного рынка останется такой же, уверен он. «Многое зависит от кредитования — если банки продолжат выдавать кредиты в тех же объемах и будет проводиться политика снижения процентных ставок, то структура может измениться в сторону увеличения доли автомобилей из среднего ценового сегмента. Но, думаю, этого в больших масштабах не произойдет», — подчеркнул он.
Не изменится и «национальная структура рынка», — считает Удалов. «Так, например, представителям китайского автопрома вряд ли удастся сильно подвинуть других производителей, даже несмотря на то, что последнее время качество машин из Поднебесной неуклонно растет. Но потребители все равно отдают предпочтение известным и проверенным брендам. В то же время я считаю, что может вырасти доля АвтоВАЗа и корейских концернов», — спрогнозировал исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».