В России оценили рынок контрафактных автозапчастей

Торговля контрафактными автодеталями приносит ежегодную прибыль от 5 до 8 миллиардов рублей. И это только в той части, которая касается легковых автомобилей, рынок контрафакта грузовых запчастей практически невозможно оценить. С проблемой надо бороться, уверены эксперты «Российской газеты», однако в том, что касается качества и опасности таких деталей — все далеко не так однозначно.

— Какая вероятность того, что я куплю в магазине контрафакт? — спрашиваю у исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова.

— Как минимум 1 автозапчасть из 100 — контрафактного производства, — отвечает он.

С одной стороны, это не так уж и много. Действительно, продолжает эксперт, емкость рынка автозапчастей оценивается примерно в 930 миллиардов рублей, соответственно, только 1 деталь из 100 — нелегального производства. Однако несколько лет назад была другая оценка, напоминает Сергей Удалов. И тогда называлась цифра в 20 процентов.

Из этого можно сделать один вывод — максимально точно определить объем контрафакта при такой «вилке» значений не представляется возможным.

Однако есть и другой нюанс. Далеко не во всех случаях установка нелегальной детали на автомобиль приведет к выходу его из строя. Более того, иногда такие детали ничем не отличаются от нормальных. Причина в том, что контрафакт далеко не всегда произведен в самом дальнем гараже ГСК на окраине города на древнем токарном станке. Очень часто это детали, которые на самом обыкновенном заводе делаются, что называется «сверх плана в конце квартала».

— И можно покупать любые запчасти, не сильно обращая внимания на производителя? — продолжаю допытываться я. — Как все-таки отличить контрафактную запчасть от легальной?

— Покупать автозапчасти надо, обращая внимание, во-первых, на цену, а во-вторых, на то место, где вы эту запчасть покупаете, — перечисляет Сергей Удалов.

В идеале это должен быть серьезный магазин, который выдает чек, гарантию на деталь. Нужно смотреть на марку запчасти — если это известный бренд и по адекватной цене, то можно быть уверенным, что вы покупаете легально произведенную деталь.

Конечно, тот факт, что контрафактные запчасти часто делаются после смены на профессиональном оборудовании и потом, неучтенные, попадают в продажу, ни в коем случае не отменяет их незаконности. И те самые 5-8 миллиардов рублей в год, цифра, которую озвучил вице-президент по безопасности и режиму АвтоВАЗа Павел Жукалин, это деньги, налоги от которых не поступят в бюджет.

— Из каких деталей делают контрафактные запчасти? Ведь, по идее, на предприятиях должен быть строгий учет?

— В свое время производство контрафактных запчастей было за счет воровства, — напоминает эксперт. — Думаю, что сейчас ситуация несильно изменилась в лучшую сторону. По крайней мере это точно касается не всех заводов. Однако то, что производство нелегальных деталей не приняло промышленных масштабов, видно и из того самого одного процента.

«Обойдемся без клиентов»: как нас обманывают дилеры.

— И, наконец, как бороться с контрафактом?

Есть три основных момента, перечисляет Сергей Удалов. «Покупатель должен обращать внимание на все те признаки легальных запчастей, которые указаны выше. Второй момент связан с упреждающей деятельностью правоохранительных органов. И, наконец, должен быть постоянный контроль за производством на самих заводах, которые эти запчасти производят», — резюмирует эксперт.