Опубликовано 28 июля 2023, 11:01
2 мин.

В России перезапущен сервис связи «борт–земля» для самолётов

Он позволяет обмениваться цифровыми сообщениями и телеметрией
Российские авиакомпании получили доступ к сервису связи «борт–земля». С его помощью можно обмениваться цифровыми сообщениями между экипажами и наземными службами перевозчика, передавать телеметрию и другие данные. Прежде, до введения санкций, в этих целях применялось оборудование швейцарской компании SITA и американской ARINC. Эти организации закрыли российской стороне доступ к сервисам.

По данным «Известий», к сервису связи «борт–земля» «Ростеха» уже подключились «Аэрофлот», S7 и Red Wings. До конца года наземные станции для передачи информации будут установлены в десяти аэропортах России.

Технология ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System) применяется с 1978 года. С её помощью передаются короткие и простые текстовые сообщения между экипажами самолётов и наземными службами авиакомпаний или диспетчерами на аэродромах – с помощью наземных станций по прямой радиосвязи или через спутник. Данный сервис является опциональным. Перевозчики самостоятельно выбирают, подключиться ли к нему.

Взамен ушедших из России систем SITA и ARINC дочерние компании «Ростеха» – «Азимут» и «Инфоком-Авиа» – разработали и начали устанавливать свои радиостанции и ПО для восстановления работы ACARS. Ранее, на протяжении года, самолёты в небе не имели прямой связи со своими авиакомпаниями. У диспетчеров также возникали трудности в плане корректировки действий экипажей.

На следующем этапе «Ростех» с помощью своих станций планирует восстановить другие цифровые продукты для перевозчиков: добавить возможность направления на борт сводок погоды по аэродрому (D-ATIS), цифровых разрешений на вылет (DCL), организовать обмен сообщениями между экипажами и диспетчерами на аэродромах (CPDLC). Из-за отсутствия этих сервисов пилотам приходится вручную вбивать данные плана полёта в бортовой компьютер (FMC). Прежде они загружались автоматически через ACARS из центра управления полётами авиакомпаний (ЦУП).

Напомним, что на Западе в настоящий момент уже внедряется более совершенная технология спутниковой связи ESA Iris, которая выведет авиаперевозки на новый уровень и позволит эффективнее экономить топливо. Существующая наземная инфраструктура передачи данных столкнётся с нехваткой пропускной способности уже в 2024–2027 годах.

Цены и комплектации автомобилей в каталоге Quto

Автомобильные новости