Японские автопроизводители год спустя после землетрясения: все восстановлено

В эти дни Япония вспоминает жертв опустошительного землетрясения и пришедшего вслед за ним цунами. Автопроизводители тоже подводят итоги непростого года.

Как пишет Japan Today, все японские автопроизводители уверенно заявляют о том, что последствия катастрофы ликвидированы полностью. Более того, в ряде случаев прогнозируемый урон оказался существенно ниже реального. В то же время все без исключения компании главной причиной столь быстрого восстановления называют невероятные усилия своих работников.

Глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон (Carlos Ghosn) назвал самоотверженные усилия персонала «настоящим чудом», а президент Toyota Motor Акио Тойода (Akio Toyoda) сказал, что «глубоко потрясен» и «совершенное работниками компании находится за гранью воображения».

Обратимся к цифрам. Nissan Motor календарный 2011 год принес рост продаж в 14% — компания произвела 4,67 млн. авто. Полностью разрушенный завод в префектуре Иваки сейчас восстановлен и работает в обычном режиме.

Toyota Motor строила негативный прогноз, связанный с природным катаклизмом, согласно которому, производство автомобилей могло сократиться на 2 млн. единиц. Особую тревогу вызывало состояние главного поставщика электроники — Renesas Electronics Corp. Однако итоги года показали другую картину — компания потеряла в выпуске всего 370 000 авто, причем 220 тысяч из них — в течение первого месяца после землетрясения. Уже в сентябре 2011 производство было полностью восстановлено, но пришла другая проблема — наводнение в Таиланде.

Именно это происшествие основательно подпортило хорошие результаты не только Toyota, но в большей степени у Honda. Эта японская компания также заявила о полном восстановлении производственной цепочки в Японии, но до сих пор борется с последствиями тайского наводнения.

Как бы то ни было, общий позитивный настрой японских компаний отражает лишь конкретный момент — ликвидацию последствий. Здесь они не лукавят, но нарастающий поток проблем может в ближайшее время осложнить ситуацию. По факту Toyota Motor откатилась с первого на четвертое место по объему выпускаемых авто. Доля японских автопроизводителей на рынке США составила 38%. Это, разумеется, прорыв после падения до 30% в первой половине прошлого года, но все же не прежние 40%, которыми «японцы» владели три года назад.

Настойчивее всех о новом витке кризиса в японской автомобильной промышленности говорит Карлос Гон. По его мнению, растущий курс иены — это та проблема, с которой не выйдет справиться так же легко, как с землетрясением. Например, если курс доллара к иене падает всего на одну иену, это приносит компании убытки в 20 млрд. иен (245 млн. долларов) в год. Этой проблеме японские компании постараются уделить основное внимание в ближайшей перспективе.