В межсезонье водителей подстерегает множество опасностей, с которыми они порой не ожидают столкнуться. Одна из самых страшных – так называемый чёрный лёд. Это явление обычно возникает в России глубокой осенью и ранней весной. Эпизодически, как это бывает, к примеру, с ледяным дождём. Далеко не каждый опытный автомобилист способен совладеть с таким явлением. Эффект неожиданности – вот главное и самое опасное оружие чёрного льда. Что такое чёрный лёд У этого типа льда есть множество названий, но все они так или иначе раскрывают его особенность – чёрный лёд, мокрый лёд, блэк айс. В межсезонье дорога может покрываться тончайшей плёнкой льда, которая в случае с асфальтовым покрытием абсолютно невидна. Водитель может думать, что под колёсами его автомобиля находится простой асфальт, который по факту оказывается суперскользким катком, с ним не всегда справляются даже самые классные шипованные шины. Иногда этот лёд вообще визуально себя не выдаёт, а иногда выглядит как влажная дорога. Этот лёд формируется не пятном – он обычно захватывает всю ширину дороги и почти никак не прикатывается проезжающими по нему автомобилями. Резкий разгон, торможение и просто поворот руля на этом покрытии приводят к мгновенной потере управления с непредсказуемыми последствиями. Понести машину может даже на ровном газу и на прямых колёсах – просто от порыва ветра или из-за рельефа местности. Где и когда образуется чёрный лёдВ межсезонье водители должны полагаться не только на свои навыки управления автомобилем и на глаза. Нужно учитывать погодные условия, следить за температурой и проявлять предельную бдительность в местах потенциального образования чёрного льда. Для этого нужно понимать, где и когда он возникает. Чёрный лед возникает в абсолютно любом месте дороги при околонулевой температуре – как правило, вечером или ранним утром. Это явление напрямую связано с резкой сменой погоды и с рельефом местности. Вот несколько примеров.Днём температура воздуха немного превышает нулевую отметку, но в воздухе висит изморозь или идёт небольшой дождь. Вечером температура падает – дорога покрывается тончайшим льдом, который выглядит как влажная дорога. В воздухе конденсируется очень много влаги, образуется туман. При плюсовой температуре он оседает на дорогу и полностью покрывает её тончайшим слоем чёрного льда. Температура воздуха при этом может быть плюсовой, а дороги – минусовой. Температурный датчик вашего автомобиля не расскажет об опасности. Наиболее опасными участками в плане образования чёрного льда являются холмистые дороги с глубокими оврагами (там любит собираться туман), высокие хорошо продуваемые ветром мосты и эстакады, участки перед пешеходными переходами и перекрёстками, высокие спуски и подъёмы. На дорогах с интенсивным движением чёрный лёд возникает реже, чем на мелких региональных дорожках. Как заметить чёрный лёдГлавное для водителя в межсезонье – быть морально готовым ко встрече с чёрным льдом. Недооценивать эту опасность не стоит никому. Ориентироваться нужно в первую очередь на погодные условия. Важно обращать пристальное внимание на цвет дороги: тёмные пятна на её поверхности или лёгкий блеск при околонулевой температуре воздуха – уже повод для тревоги. Днём обледенелые участки имеют глянцевую поверхность, а при недостаточной освещённости они становятся тёмными и тусклыми. Многое поведать о покрытии вам поможет наблюдательность. Если, к примеру, из-под колёс едущего перед вами автомобиля не летят брызги, а дорога кажется влажной, вы явно едете не по воде, а по невидимому льду. Проверить, есть ли зацеп у шин с дорогой, можно не выходя из автомобиля: для этого достаточно резко надавить на газ или коротко топнуть по педали тормоза. Разумеется, на невысокой скорости и вне плотного трафика. Отсутствие нормального зацепа выдаст чёрный лёд. Как правильно преодолевать обледенелые участки Главное условие безопасного движения по чёрному льду – небольшая скорость. Если вы заметили, что состояние дороги далеко от оптимального, при малейшем подозрении на опасность возникновения чёрного льда снижайте скорость. Отловить машину на небольшой скорости всегда легче, опасность разбиться также существенно снижается. Лучше потратить на дорогу немного больше времени, чем уничтожить автомобиль и получить травмы. При движении по скользкой дороге нужно заблаговременно прогнозировать свои действия и сосредоточиться на дальних объектах, чтобы при необходимости предпринять меры. Дистанцию до других машин стоит увеличить как минимум вдвое. О резком перестроении, разгонах и торможениях нужно забыть. Только максимально плавные действия позволят вам сохранить хотя бы минимальный зацеп.Если ваш автомобиль всё-таки начал скользить на спуске или подъёме, постарайтесь зацепить заведомо чистые от льда участки дороги. К примеру, съехать на грунтовую обочину: гравий и песок улучшат сцепление колёс и вернут управляемость.При неконтролируемом скольжении на асфальте специалисты не рекомендуют трогать педаль тормоза и выжимать сцепление. Важно, чтобы передача оставалась включенной всегда. Резкое руление приведёт к неконтролируемому развороту. При выравнивании машины можно аккуратно тормозить последовательным снижением передач. На переднем приводе любое резкое обращение с педалью сцепления может привести к развороту. Иногда единственно верным решением при встрече с чёрным льдом становится вынужденный отдых. Съехав подальше со скользкой дороги, вы обезопасите себя от внезапного «лётчика» со встречки. Другие водители могут даже не осознавать, что мчат по льду. Стоять на обочине в местах образования чёрного льда смертельно опасно. Это также нужно учитывать.
Российские дилеры, похоже, распробовали механизм параллельного импорта, который позволяет ввозить новые автомобили без участия представительств самих брендов. И благодаря этому российский рынок наводнили доселе невиданные модели, которые вдобавок предлагаются по весьма привлекательным ценам: Toyota Avalon, Mitsubishi Xpander, Chevrolet Tracker и многие другие. Редакция Quto решила выяснить достоинства и недостатки такой покупки. В теории «параллельные» машины выглядят чрезвычайно интересно. Вот наглядный пример: крупная дилерская сеть привезла несколько десятков седанов Toyota Avalon – это пятиметровый седан, который отличается более просторным салоном, максимально богатым набором оборудования, но оснащается агрегатами от Toyota Camry. За хорошо оснащённые экземпляры китайской сборки просят от 3 300 000 рублей. Между тем, за УАЗ «Патриот», оборудованный автоматической коробкой Punch, просят лишь немногим больше! Таких внедорожников, как отмечают дилеры, осталось «буквально несколько штук» по всей дилерской сети. Но чтобы стать обладателем такого «уазика», нужно отдать примерно 3 000 000 рублей. То есть всего на 300 000 меньше, чем просят за солидный японский седан.И вообще «серые» отличаются приятными глазу ценниками. Например, у марки Mitsubishi есть модель Xpander, которую производитель позиционирует как гибрид минивэна и кроссовера. Так вот, если очень похожий по формату Lada Largus сейчас отдают за 2 000 000, то Xpander можно приобрести за 2 240 000 рублей. Притом «японец» предложит семиместный салон, весьма неплохой уровень оснащения, а главное – дорожный просвет на уровне 22 сантиметров. Кроме того, параллельный импорт подарил россиянам возможность приобрести абсолютно новые Mitsubishi Pajero по цене Kia Sportage. А ведь компания Mitsubishi Motors свернула производство внедорожников Pajero, заодно закрыв именной завод Pajero Manufacturing, летом прошлого года! Более того, российское представительство японской марки свернуло продажи заслуженной модели на рубеже 2019-2020 года, отгрузив дилерам 500 «прощальных» машин.Кроме того, на нескольких торговых площадках журналисты Quto обнаружили Mitsubishi Outlander новейшего, четвёртого, поколения, которые не успели добраться до России официальным путём. Теперь долгожданную новинку завозят из ОАЭ и США... Также наши соотечественники должны были увидеть Chevrolet Tracker. Но по причине санкций одноклассника таких моделей, как Hyundai Creta и Renault Kaptur, предлагают только «параллельные импортёры». В общем, ассортимент оказался очень интересным, а цены – весьма привлекательными. Но при внимательном изучении таких объявлений легко найти первые подвохи. Так, у машин, ввезённых из Кореи, моторы выдают больше 150 и 200 сил, а это означает повышенные ставки транспортного налога. Техника для ближневосточного и китайского рынков лишена зимнего пакета – нет даже элементарного обогрева кресел.Но главный вопрос – это вопрос гарантии. Её нет. Лишь крупные продавцы готовы давать собственную дилерскую (как правило, на 2 года или 80 тысяч пробега). Правда, сейчас никто даже примерно не представляет, в каком объёме будут выполняться дилерские обязательства... Захочет ли продавец, например, добровольно поменять внезапно отказавший двигатель? А подобное пусть нечасто, но случается. Также совершенно неясно, где владельцы автомобильных редкостей будут искать запчасти для «параллельных» машин. Ходовые позиции наподобие рычагов подвески, тормозных колодок и бамперов, разумеется, будут завезены. Но держать на складе 90-95% деталей, как это делают представительства популярных марок, для дилера накладно. А значит, какой-нибудь молдинг, фара или накладка, если заказыввать их из другой страны, выйдут проосто золотыми.Поэтому популярные модели (Kia Spotage, Hyundai Tucson, Mitsubishi Pajero) купить по системе параллельного импорта можно. К ним всегда найдутся нужные детали, а механики знают, как они устроены. А от покупки автомобильной экзотики вроде созданного для внутреннего китайского рынка Volkswagen Bora лучше отказаться: где потом искать запчасти, случись серьёзная авария или большая поломка?