Jawa — чешский мотоциклетный бренд, не имеющий никакого отношения к индонезийскому острову, кроме названия. Компания Jawa была основана в 1929 году в Праге Франтишеком Янечеком, а название получила от первых букв его фамилии — Janeček и марки мотоциклов Wanderer, которые были лицензированы для производства в Чехословакии. В прошлом мотоциклы Jawa были широко известны и поставлялись более чем в сотню стран, а в СССР имели культовый статус. В наше время, помимо Чехии, мотоциклы Jawa производятся в Индии и в Аргентине.
Jawa – одна из самых знаменитых марок мотоциклов на постсоветском пространстве. Российский рынок давно поделен между премиальными европейскими и американскими брендами, японскими компаниями, чья продукция получила широкое распространение, и многочисленными бюджетными «китайцами», но Jawa по сей день на слуху. Это неудивительно, ведь многие мотоциклисты начинали свой двухколесный путь в восьмидесятые и девяностые годы именно с чешских байков.
Компания была основана в Праге в 1929 году и названа не в честь острова, как это может показаться. Имя является сокращением от фамилии основателя Франтишека Янечека и компании Wanderer, чью лицензионную технику компания выпускала на начальном этапе своей истории. Первым «чешским Вандерером» стала дорогая модель с четырехтактным 500-кубовым двигателем, не пользовавшаяся популярностью. Куда более распространенным стал байк с двигателем объемом 175 куб. см, появившийся в 1931 году. В 1934-м марка Jawa начала выпуск мотоцикла с 350-кубовым четырехтактным агрегатом, а позже и с 250-кубовым двухтактником. После Второй мировой войны, в годы которой Jawa находилась под контролем немецких властей и выпускала военную технику, появилась модель 250, получившая прозвище «Перак» (пружинящая) за мягкость хода.
В 1984 году дебютировала «Ява 350-638», а в 1986-м в свет вышла легендарная «Ява 350-638-00» получившая за характерную внешность прозвище «Банан», «Пенал» и «Белка». Более поздняя версия, отмеченная индексом 1-03, и со слегка задранными выпускными патрубками советские райдеры прозвали «Обрубком» и «Люксом».
В настоящее время чешская марка выпускает мотоциклы в ностальгическом стиле, используя разработки сторонних производителей. Так, например, Jawa 350 OHC создана на основе китайской модели Shineray XY400.
В конце 2018 года состоялось поистине знаковое событие — на индийском рынке представлены мотоциклы под знаменитым брендом, с ретро-стилистикой и новой платформой. Как они появились? Очень просто — концерн Mahindra & Mahindra выкупил компанию Classic Legends, которая в свою очередь владеет правами на использование марки Jawa в Индии и странах АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии ). Впрочем, этими регионами «геополитические интересы» новых мотоциклов не ограничиваются, и они также будут продаваться в Европе.
Эффектные мотоциклы, нашедшие отклик в сердцах тысяч мотоциклистов во всем мире, представлены в трех версиях — классическая Jawa, исполнение Forty-Two с современными штрихами и боббер Perak. Первые две модификации оснащены инжекторным 293-кубовым двигателем жидкостного охлаждения от Mahindra Mojo, стилизованным под старый советский агрегат с системой воздушного охлаждения. Perak, имеющий более премиальное позиционирование, имеет двигатель объемом 334 куб. см.