Опубликовано 01 декабря 2025, 19:01
2 мин.

«ЭРА-ГЛОНАСС» будет сама распознавать тяжёлые аварии

И автоматически сообщит о происшествии экстренным службам
В 2026 году каждый новый автомобиль в России станет «умнее». Начиная с 2017 года каждый новый автомобиль, продающийся в России, оснащается системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Этот государственный комплекс был создан с одной целью — максимально быстро вызвать помощь к месту серьёзного ДТП. До сих пор водитель должен был самостоятельно нажать тревожную кнопку и связаться с оператором. Но уже в 2026 году правила изменятся — во всех новых машинах появится функция автоматического оповещения.
«ЭРА-ГЛОНАСС» будет сама распознавать тяжёлые аварии
Семен Апасов / РИА Новости

Но кнопка ручного вызова никуда не денется — она, как и раньше, будет находиться над лобовым стеклом для вызова помощи в менее критичных ситуациях.

Принцип работы системы простой: в салоне автомобиля установлен специальный модуль с тревожной кнопкой, датчиками удара, переворота и собственным резервным источником питания. Если происходит сильный удар или автомобиль переворачивается, датчики мгновенно активируют систему. Она самостоятельно, без участия людей, формирует и отправляет сигнал бедствия.

Вместе с сигналом спасательные службы получают информацию об аварии — точное местоположение автомобиля с координатами, его скорость в километрах в час в момент столкновения, данные о том, сколько человек были пристегнуты, идентификационный номер машины (VIN) и её модель. Одновременно система пытается установить голосовую связь с оператором кол-центра, чтобы уточнить детали. Но если в салоне никто не отвечает или связь прервалась, вызов помощи уходит автоматически. Это позволяет сэкономить время и увеличивает шансы на спасение.

Но как «интеллект» системы понимает, что авария действительно серьёзная? Для этого используется два независимых, но дополняющих друг друга метода.

Первый и главный — срабатывание по встроенному датчику удара (акселерометру). Это полностью автономный способ, который не зависит от штатной электроники машины. Даже если в результате удара автомобиль потеряет питание, блок «ЭРА-ГЛОНАСС» перейдёт на свой резервный аккумулятор, которого хватит на несколько минут для установки связи и передачи всех критически важных данных.

Второй метод — анализ информации по внутренней цифровой сети автомобиля, CAN-шине. Система сверяет показания своих датчиков с данными от других узлов машины. Например, сильная вибрация от наезда на высокий бордюр может создать нагрузку, похожую на удар. Но если при этом электроника не зафиксировала срабатывания подушек безопасности, система сделает вывод, что экстренный вызов не требуется. Такая перекрёстная проверка помогает избежать ложных сигналов и направлять помощь именно туда, где она жизненно необходима.