Опубликовано 30 октября 2025, 22:27
5 мин.

ФТС спустя полтора года требует доплатить за автомобили из Казахстана

С 2024 года в Россию активно ввозили автомобили марок Skoda, Kia и Hyundai, собранные в этой стране
Собственники машин казахстанской сборки столкнулись с неожиданными требованиями ФТС. Невысокая цена и особые условия ввоза, так как государство является членом Евразийского экономического союза, стали очевидными причинами для приобретения этих машин россиянами. Например, новое поколение Skoda Kodiaq NG в Казахстане оценивается в 20–25 миллионов тенге (что эквивалентно 3–3,75 миллиона рублей), тогда как в России за аналогичную модель просят от 5 до 6 миллионов рублей. Разница впечатляет.
ФТС спустя полтора года требует доплатить за автомобили из Казахстана
Freepik

Но в последнее время импортёры и рядовые владельцы таких машин в разных уголках страны получают от Федеральной таможенной службы уведомления о необходимости доплатить утилизационный сбор. Его размер достигает 1 миллиона, а с учётом начисленной пени общая сумма к оплате во многих случаях доходит до 1,5 миллиона рублей. И это не единичные случаи. Владельцы таких машин утверждают, что действовали строго по правилам, которые на тот момент устанавливала ФТС, и считают новые требования незаконными.

Производство автомобилей перечисленных марок сосредоточено на нескольких казахстанских заводах. Поскольку государство входит в ЕАЭС, для легализации автомобиля на его территории и последующего ввоза в Россию требуется оплатить лишь утильсбор. Кроме того, здесь существует льготный таможенный режим для внутреннего рынка. Ввоз таких машин в Россию не запрещён, но с апреля прошлого года разница в налоге на добавленную стоимость, акцизах и пошлинах должна была прибавляться к сумме утильсбора.

Но, как показало время, сделано сразу это не было, и только спустя полтора года ФТС начала рассылать требования о взыскании с импортёров и владельцев ту самую разницу в платежах, которая не была удержана в Казахстане. С этим категорически не согласны собственники машин.

«Я таможил машину в апреле 2024 года и прекрасно знал, что вступили в силу новые правила. Но в ФТС сами посчитали мне только стандартный утильсбор, который в тот момент был 300 тысяч. Понимаете, я не мог бы поставить машину на учёт, если бы не получил «зелёный свет» от ФТС. Я не мог по своей воле заплатить больше, чем выставляет ФТС: это они считают и проверяют оплаченную сумму. В конце концов, если бы они сказали тогда, что нужно доплачивать миллион сверху, нет проблем — мы бы вернули эти машины обратно в Казахстан. Но теперь, полтора года спустя, прилетает доплата на миллион и ещё пени на полмиллиона», — рассказывает Алексей, купивший таким образом свой Hyundai Tucson.

Для примера приведём расчёты ФТС на Skoda Kodiaq, ввезённой в мае 2024 года. Импортёр оплатил коммерческий утилизационный сбор в размере 300,6 тысячи рублей. Теперь ему пришло требование доплатить ещё 1,514 миллиона рублей, из которых 1,188 миллиона — основной долг, а 326 тысяч рублей — пени. Российская таможня оценила стоимость этого кроссовера по своему справочнику в 2,831 миллиона и насчитала на эту сумму таможенную пошлину (425 тысяч), акциз (98 тысяч) и НДС (671 тысяча).

Импортёр обязан всё это оплатить, включая пени. Исходя из декларации на товары, оформленной в Казахстане, за эту машину была оплачена пошлина в 186 тысяч рублей и НДС в 223 тысячи рублей. Но ФТС предъявила счёт на полную сумму без учёта этих платежей. На самом деле в Казахстане пошлина и НДС не были оплачены, объясняет специалист по импорту автомобилей Александр Сергеев.

«Если посмотрите декларацию, то напротив всех начисленных платежей стоит обозначение УН — условное начисление. Есть ответ казахстанской стороны, что это автомобили их сборки, но для производителей действуют преференции, то есть местные заводы освобождаются от уплаты пошлин и налогов. По факту эти платежи не вносились», — говорит эксперт.

По его мнению, причины проблемы не в этом. Покупатели не могли в момент сделки получить эти данные, так как эта информация для машин казахстанской сборки была скрыта. Она указывается в таможенной декларации, но казахстанские продавцы её не предоставляли.

«Люди и не могли знать о наличии таможенной декларации, ведь речь шла не об импорте через Казахстан, а о машине казахстанской сборки. Во всех документах, в ОТТС, в CT-KZ написано, что производитель — Казахстан. В ОТТС в графе «Поставщик сборочных комплектов» стоит прочерк. В казахском ПТС в графе «Таможенное оформление» написано «Отсутствует». То есть в момент покупки люди не могли знать о наличии таможенной декларации и о том, какие именно платежи произведены за данный автомобиль. Не знали этого в тот момент и сами таможенные органы», — говорит Сергеев.

Главный вопрос сейчас — считаются ли эти автомобили продукцией полноценной промышленной сборки Казахстана или же они представляют собой форму транзитного импорта из других стран в Россию. По словам эксперта, год считалось, что это машины казахской сборки. «Но затем ФТС запросила информацию в департаменте госдоходов Казахстана, получила декларации, после этого изменила позицию и стала доначислять утильсбор», — объясняет он.

Ведомство предоставило ответ, в котором указано, что машины были собраны на территории так называемого свободного склада, то есть без проведения таможенного оформления. Таким образом, при их ввозе в страны ЕАЭС должны уплачиваться полные таможенные платежи. К слову, ранее Казахстан предлагал России смягчить таможенные барьеры для машин своей сборки, но прогресса в этом вопросе не наблюдается.

ФТС же ссылается на закон, который позволяет ведомству в течение трёх лет проверять правильность начисления утилизационного сбора и в случае выявления недостачи требовать доплат. Александр Сергеев отмечает, что проблема очень актуальна. И сейчас многие такие машины проходят таможню по упрощённой схеме, а это значит, что их будущие владельцы рискуют столкнуться с доначислениями.

«Если импортёры докажут, что сразу сделали необходимые запросы по поводу наличия таможенной декларации и произведенных казахстанской стороной платежей (например, предъявят суду запрос в налоговую службу по оплате НДС), то, вероятно, они смогут оспорить начисление пени. Но в остальном практика доначисления утилизационного сбора существует и оспорить подобные требования сложно», — говорит юрист Лев Воропаев и добавляет, что ФТС может предъявить долг не только импортёру автомобиля, но и владельцу.

«В качестве меры к неплательщикам с марта 2025 года могут применять приостановку регистрации автомобиля, но я не слышал, чтобы это делали массово. Скорее всего, ФТС обратится в суд, и далее приставы смогут арестовать имущество должника, включая и сам автомобиль», — подытожил эксперт.

Многие автовладельцы, столкнувшиеся с ситуацией, считают её очень несправледливой. «Сейчас говорят, что, мол, это наша вина в неправильном расчёте утилизационного сбора, но эти расчёты проверяет сотрудник ФТС и выдает таможенный приходной ордер. Если я заплачу утильсбор 1 рубль, сотрудник таможни не даст мне документы для постановки машины на учёт, это его зона ответственности — проверять платежи. Никто не мухлевал: все платили столько, сколько им говорили платить», — с недоумением констатирует один из собственников.