Статьи

Что делает «Сухой», когда не строит истребители? Создаёт самые крутые пилотажные самолёты в мире

© wikimedia.org/Jurgis Kairyss

Конструкторское бюро П. О. Сухого известно на весь мир своими боевыми реактивными самолётами. Многие даже не догадываются о том, что холдинг «Сухой» создаёт ещё и по-настоящему классные пилотажные самолёты – одни из, если не самые лучшие в мире. Знакомьтесь – Су-26 М!

Опытный образец одноместного спортивного самолёта разработки КБ Сухого совершил свой первый полёт в июне 1984 года. Первые машины строились с двухлопастными винтами, однако на модернизированном варианте Су-26 М появился трёхлопастной винт Хоффмана и усовершенствованное хвостовое оперение. Машина нужна была для отработки самых сложных фигур высшего пилотажа при тренировке лётчиков истребителей, а заодно – для участия в показательных выступлениях.

При постройке пилотажного самолёта советские инженеры применили множество опередивших своё время технологий. К примеру, крылья и фюзеляж более чем на 50% изготовлены из композитов, а остальные силовые компоненты выполнены из лёгких сплавов и высокопрочной нержавеющей стали. Су-26 невероятно прочен: разрушающая перегрузка составляет 23 единицы. Во время полёта можно неоднократно использовать перегрузку +12/-10, не опасаясь разрушения, и максимально эффективно разворачивать машину в ограниченной пилотажной зоне.

В воздух Су-26 поднимает бензиновый 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-14П мощностью 360 л. с. Воздушные винты имеют автоматически изменяемый шаг. Для лёгкого планера снаряжённой массой менее одной тонны этого силового агрегата более чем достаточно. Управление рулём высоты и элеронами осуществляется жёсткими тягами, рулём направления – с помощью тросов. Педали управления подвесного типа, на педалях расположены гидравлические клапаны управления тормозами.

© wikimedia.org

На самолёте Су-26 применено неубирающееся рессорное шасси, выполненное из титанового сплава. При этом заднее колесо связано с рулём направления двумя пружинными тягами – оно управляемое. Тормозные механизмы гидравлические, дискового типа.

Топливные баки на Су-26 расположены в крыльях. Основной бак находится в левом крыле – он используется при выполнении фигур пилотажа. В правом крыле расположен дополнительный бак, который заполняется только при перегоночных полётах. Обшивка крыльев образована трёхслойными стеклопластиковыми панелями с пенопластовым заполнителем. Вертикальное и горизонтальное оперение также выполнено из композиционных материалов. Из пластика изготовлено и хвостовое оперение. Рули по конструкции аналогичны элеронам.

Одной из главных особенностей Су-26 является кресло пилота. Оно представляет собой ложемент полулежачего типа, позволяющий легче переносить высокие перегрузки. В спинку ложемента закладывается наспинный парашют типа ПЛП-60. Предусмотрен аварийный сброс фонаря. Круговое остекление кабин пилота существенно упрощает ориентировку при выполнении пилотажных трюков. Бесхитростное оборудование включает в себя высотомер, указатель скорости, часы и стандартный набор контроля силовой установки. На борту имеется малогабаритная радиостанция «Бриз». Электрические приборы питаются от малогабаритного аккумулятора ёмкостью 3,5 ампер-часа.

Су-26 стал первым в истории СССР самолётом, проданным в США. Интерес к этой машине легко объясним. Уже в 1986 году один из лучших самолётов КБ Сухого занял первое место на чемпионате мира по высшему пилотажу как среди мужчин, так и среди женщин. В начале 2000-х модернизированный Су-26М3 завоевал ещё два титула чемпиона мира и один титул чемпиона Европы. Сейчас различные версии Су-26 можно встретить в Германии, Швейцарии, Великобритании, ЮАР и Испании. Воздушные акробаты украшают лучшие авиационные музеи мира.

Моторов много не бывает: самолеты с наибольшим числом двигателей