Статьи

Меж Зимбабве и Габоном: насколько круты российские дороги

Изучаем, как обстоят дела с дорожной сетью в России и чем она лучше дорог Зимбабве.

На днях Росавтодор порадовал россиян прекрасной новостью — Федеральное дорожное агентство планирует снять 10-серийный цикл документальных фильмов об отечественных дорогах. Разумеется, почти задаром — всего за 58,9 миллиона рублей из федеральной казны, то есть из наших с вами налогов. Окультурят автомобилистов, поведают о нелёгкой жизни дорожников, а если повезёт, даже раскроют тайну, почему Земля Русская отторгает асфальт.

А пока дорожники трудятся не покладая рук и снимают патриотические фильмы о том, как катки утюжат просторы Родины, а автомобилисты наслаждаются качеством и инфраструктурой российских автобанов, мы расскажем чуть больше — как обстоят дела с дорожной сетью в действительности и почему наша страна не станет автомобильной в обозримые десятилетия.

Дороги, как известно, не просто связывают регионы страны воедино, но и играют важнейшую роль в развитии экономики. Без них невозможно быстрое перемещение как всевозможных товаров, так и населения. Иными словами — это неотъемлемая часть любой высокоразвитой цивилизации. Но отечественные власти об этом предпочитают вспоминать лишь перед очередными выборами и всевозможными шоу вроде Чемпионата мира по футболу.

Тем временем большинство отечественных автомобилистов о дорогах только слышали. Некоторые даже ездили по ним в других странах или хотя бы догадывались об их существовании, где-то там, на диком-диком Западе. Дорог в России как не было, так и нет. И, видимо, не ожидается.

Согласно рейтингу Всемирного экономического форума за 2016–2017 год, наша страна занимает 123-е место из 138 проинспектированных по качеству дорог — это, на минуточку, 16-е место с хвоста. И хвастать здесь абсолютно нечем. Хуже, чем у нас, дела обстоят разве что на Мадагаскаре, в Конго, Парагвае, Мавритании, Мозамбике, Камеруне, Чаде, Нигерии и некоторых других столь же передовых стран уровня Украины, Киргизии и Молдавии.

Лидерами же являются совсем другие государства: на первой строчке расположились Объединенные Арабские Эмираты, немного им уступают дороги Сингапура, а на третьей позиции оказался Гонконг. В десятку лидеров входят Нидерланды, Япония, Франция, Швейцария, Австрия, Португалия и Дания. США оказались на 13-й позиции, а Германия с её знаменитыми на весь мир автобанами — всего лишь на 16-й строчке. В чём же секрет дорожной сети других стран? В желании властей этих государств вкладываться в развитие.

Обратимся к статистике. В самой автомобильной стране мира, США, дорожная сеть насчитывает 6 586 610 км. При этом на одни только автомагистрали приходится 77 017 км (по информации на 2013 год). Площадь страны — 9 519 431 км², при этом удельное покрытие дорогами — 0,69 км/км². Площадь КНР чуть больше — 9 598 962 км², а одних только автомагистралей на 2015 год насчитывалось 123 000 км. А где же Россия со своими бескрайними просторами и 17 125 191 км² площади? Она располагает лишь 1 396 000 км дорог и 816 км (!) автомагистралей. Иными словами, современных высококачественных дорог в нашей стране в 150 раз меньше, чем в Китае и в 95 раз меньше, чем в США, с которыми отечественные власти всячески пытаются соперничать. Смех, да и только! А как обстоят дела с дорогами в других государствах?

По протяжённости автомагистралей Россия проигрывает Индии (1 324 км на 2014 год), крошечной Японии (8 050 км на 2012-й), с разгромным счётом Бразилии (11 000 км на 2013-й год) и бедной по европейским меркам Испании (16 583 км на 2013-й). Играючи обходят нас Канада (6 350 км), Мексика (6 279 км) и даже островная Великобритания (3 519 км). При упоминании таких стран, как Нигерия (1 194 км), Сирия (1 103 км), Марокко (1 446 км) или Польша (1 553 км) нашим дорожникам и вовсе впору провалиться под асфальт.

А теперь откройте карту мира и сравните Японию и Россию. Возьмитесь за что-нибудь покрепче — общая длина дорог в Японии — 1 215 000 км, а в России всего на 181 000 км больше (1 396 000 км). Притом мы оперируем свежими данными о России (2016 год) и довольно старыми для Японии (за 2012 год). А значит, японцы уже намного ближе, если не впереди.

Но самое интересное в этой ситуации в другом — никакого развития и предпосылок к нему не заметно. Реконструкция крошечных участков федеральных трасс и перевод их в категорию платных — ничто по сравнению с дорожным строительством в остальных странах мира.

Для сравнения, все скоростные автомагистрали Китая были созданы с нуля за 20 лет. Ещё в 2014 году в Поднебесной возводилось по 750 км дорог в час! При этом гарантийный срок службы полотна оценивается обычно в 25 лет против только что увеличенного до 12 лет в России. Про трассы в США, которые могут обходиться без ремонта десятилетиями, ходят легенды, а по Сети гуляют ролики, повествующие о монументальном строительстве бетонных шоссе. На безлимитные немецкие автобаны по-прежнему можно сажать «Боинг-747», ведь толщина покрытия в 55–58 см это с лёгкостью позволяет.

Ну а нам остаётся похвастаться лишь ценой километра в 44 млн рублей, что вдвое ниже, чем в Германии. Однако в нашем случае речь идёт о строительстве одного километра однополосной дороги второй категории (то есть обычного «направления», не имеющего ничего общего с современной и качественной многополосной автомагистралью). А оценка в 2,8 балла из 7 возможных за качество прекрасно отражает действительность, будь наш асфальт хоть трижды дешёвым и «инновационным».

На выделенные на съёмку сериала деньги можно было бы залатать хотя бы пару километров ям. Впрочем, не будем о грустном!