Статьи

Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла: почему они крутые и почему от них все отказались

Grumman F-14 Tomcat

© Depositphotos

Ещё в тридцатые годы авиаконструкторы пытались создавать самолеты со складывающимися в полете крыльями, но первые массовые самолеты с изменяемой стреловидностью крыла появились только тридцать лет спустя.

Для достижения высоких скоростей самолету нужно крыло большой стреловидности, но при этом он иногда выполняет задачи, когда требуется небольшая скорость. Как же быть? Конструкторы многих стран пришли к решению – крылу изменяемой стреловидности. Но у него оказалось минусов едва ли не больше, чем плюсов. В итоге от «умного крыла» отказались в конце 80-х годов прошлого века. Однако самолеты с изменяемой стреловидностью крыла до сих пор служат в ВВС многих стран, а в России и вовсе продолжается выпуск стратегического бомбардировщика Ту-160 – последнего в мире серийного самолета со складывающимся крылом.

Советские Су-17, Су-20 и Су-22

Советский истребитель-бомбардировщик третьего поколения Су-17 совершил свой первый полет в 1966 году и уже через три года начал выпускаться. Такой короткий путь от опытного самолета к серийному объясняется тем, что Су-17 являлся не абсолютно новым самолетом, а лишь модификацией ранее выпускавшегося истребителя Су-7, который получил крыло изменяемой стреловидности. Причем стреловидность меняло не всё крыло, а лишь консоли. Впрочем, и такое решение позволяло добиться требуемого – высокой скорости в полете и небольшой на посадке. Су-17 и его экспортные модификации Су-20/22 выпускались до 1990 года и разошлись по свету тиражом в 2860 штук.

Су-22

Машина поставлялась как странам Варшавского договора, так и многим союзникам СССР на Ближнем Востоке и в Африке. Неудивительно, что боевой путь этого самолета был впечатляющим. Боевое крещение Су-20 приняли в 1973 году во время арабо-израильской войны. Наиболее интенсивное боевое применение Су-17 пришлось на Афганскую войну 1979-1989 годов, которую он прошел от звонка до звонка. Правда, в качестве истребителя самолет использовался редко, выступая чаще всего в роли бомбардировщика, и в этом качестве зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Вот почему от него до сих пор не спешат отказываться многие страны, например Ангола, Сирия, Ливия и даже Польша, являющаяся страной НАТО и имеющая возможность обзавестись более современной техникой.

Но ветеран Су-22 и в наши дни удовлетворяет многим требованиям, хотя в ВКС России и других экс-советских республик он давно заменен более современными самолетами. За годы выпуска машина постоянно модернизировалась, в результате чего от первоначальной версии Су-17 и до модификации Су-17М4 её вес вырос с 16,2 до 19,7 тонн, бомбовая нагрузка достигла 4 тонн, а дальность – 2300 км.

Миг-23 и МиГ-27

В 1969 году в СССР начался выпуск первого советского истребителя с полностью изменяющим стреловидность крылом – МиГ-23. Этот однодвигательный 18-тонный самолет с размахом крыла 14 и 7,8 метра должен был стать преемником МиГ-21, но так получилось, что в некоторых странах, например, в Индии, МиГ-21 до сих пор остается на вооружении, в то время как МиГ-23 и его ударная модификация МиГ-27 давно отправлены на пенсию.

Первые МиГ-23 поначалу не вызвали восторга как у летчиков, так и у техников, но потом самолет излечили от детских болячек, неоднократно модернизировали и он на полтора десятилетия стал основным истребителем советских ВВС. Рассматривался даже вариант создания палубного истребителя, но от него отказались в пользу МиГ-29К. Как и Су-17, МиГ-23 поставлялся во многие страны мира, главным образом союзникам СССР.

Миг-23

До 1985 года было выпущено более 5 тысяч Миг-23 и МиГ-27, что делает этот истребитель самым массовым самолетом с изменяемой стреловидностью крыла в мире. Боевой путь МиГ-23 начался в 1974 году на Ближнем Востоке, затем он широко применялся в Афганистане и если в российских ВКС он давно не эксплуатируется, то в Сирии, Ливии и Эфиопии он не только стоит на вооружении, но и участвует в боевых действиях. Несмотря на достаточно большой тираж, МиГ-23 сложно отнести к самолетам, которые оставили яркий след в мировой истории. Самолет изначально получился технически сложным, непростым в обслуживании и отличающимся большой аварийностью. После МиГ-23/27 ОКБ Микояна навсегда отказалось от разработки самолетов с изменяемой стреловидностью крыла.

В 1975 году на вооружение стала поступать ударная модификация МиГ-23 – МиГ-27. Самолет получил измененную носовую часть с лазерным дальномером-целеуказателем, кабину пилота защитили броневыми пластинами и установили шестиствольную 30 мм авиапушку. Несмотря на то, что МиГ-27 мог нести ракеты класса «воздух-воздух», его готовили для ударов по наземным целям и очень скоро ему пришлось доказывать свою профпригодность в Афганистане. Однако для этой работы лучше подходил специализированный самолет – штурмовик Су-25, поэтому МиГ-27 не стал одной из «рабочих лошадок» афганской войны.

МиГ-27

Несмотря на компромиссность конструкции, МиГ-27 понравился индийским военным и его лицензионный выпуск был начат в Индии в 1985 году. Так как МиГ-27 имел аналогичные МиГ-23 двигатель и крыло изменяемой стреловидности, то, пожалуй, главным плюсом этого фронтового истребителя-бомбардировщика была возможность быстро покинуть опасный район, например, в случае появления истребителей противника. Максимальная скорость в 1885 км/ч выгодно отличала его, например, от англо-французского истребителя-бомбардировщика Jaguar, который также стоял на вооружении ВВС Индии и который в опасной ситуации вряд ли смог бы сбежать от вражеских истребителей. Вместе с тем по бомбовой нагрузке в 3,5 тонны МиГ-27 уступал даже Су-17.

Производство самолета в России было прекращено в 1994 году, практически одновременно с началом вывода этого типа из состава российских ВВС. В 2019 году отправила свои МиГ-27 на пенсию и Индия и только в ВВС Казахстана на сегодняшний день продолжают служить несколько самолетов.

Американский F-14 Tomcat

В 1986 году на мировые экраны вышел культовый фильм Top Gun с Томом Крузом в главной роли, который лихо воевал с «нехорошими парнями» на палубном истребителе четвертого поколения F-14 Tomcat. Этот тяжелый двухдвигательный двухместный перехватчик с изменяемой стреловидностью крыла компания Grumman разработала в начале 70-х годов и в 1974 году самолет стал поступать на вооружение американского флота. F-14 весил почти 34 тонны, был сложным и недешевым в обслуживании, достаточно аварийным, а также самым дорогим на тот момент американским истребителем.

Grumman F-14 Tomcat

Главной его задачей была защита авианосных соединений от самолетов и противокорабельных ракет противника, для чего его вооружили радаром с дальностью обнаружения целей до 370 километров и дальнобойной ракетой Phoenix способной поражать цели на расстоянии 185 километров. Самолет развивал максимальную скорость 2480 км/ч и мог действовать на удалении 1500 км от авианосной группировки.

До 1992 года было выпущено 478 истребителей, причем 78 было продано Ирану. Иранские F-14 первыми приняли участие в полноценных боевых действиях во время ирано-иракской войны, а в 1991 году на войну отправились и американские «томкэты», приняв участие в операции «Буря в пустыне». Но к тому времени командование американских ВМС уже приняло решение от них отказаться в пользу более универсальных и дешевых в эксплуатации F/А-18 Hornet. «Томкэты» успели принять участие в боевых действиях против Югославии и Афганистана, но в 2006 году были списаны. Однако в Иране эти истребители до сих пор находятся в строю и считаются ценными боевыми машинами.

Европейский Tornado

Если СССР и США разрабатывали самолеты с изменяемой стреловидностью крыла самостоятельно, то европейцы решили действовать сообща, создав в 1969 году консорциум Panavia. В него вошла британская авиастроительная фирма British Aerospace, немецкая MBB и итальянская Alenia. Почти пятнадцать лет они разрабатывали перехватчик и истребитель-бомбардировщик Tornado, который стал первым и последним общеевропейским самолетом с изменяемой стреловидностью, крыла.

Двухдвигательный двухместный самолет весил 27 тонн, мог брать бомбово-ракетную нагрузку массой 9 тонн и разгонялся до 2340 км/ч. Для разработки двигателей также был создан англо-немецко-итальянский консорциум Turbo Union, куда входили фирмы Rolls-Royce, FIAT и MTU. В результате совместных усилий европейцы создали весьма неординарный и компромиссный самолет, так как каждая страна предъявляла к нему свои требования.

Tornado

В 1981 году первые Tornado начали поступать на вооружение, причем достаточно быстро выяснилось, что в качестве перехватчика самолет выглядит не очень убедительно, а в качестве истребителя-бомбардировщика вполне неплох. Причем он оказался больше бомбардировщиком, чем истребителем – во время операции «Буря в пустыне» Tornado использовались исключительно как ударные самолеты, и они не сбили ни одного вражеского самолета. Причем их боевой дебют был не особо успешным, так как 11 самолетов было потеряно, как от зенитного огня, так и от действий иракских истребителей.

Несмотря на то, что Tornado считаются уже малопригодными для современной войны, они продолжают изредка участвовать в боевых вылетах. Например, Tornado активно использовались для нанесения бомбовых ударов в Йемене в 2015-2020 годах, а британские истребители-бомбардировщики базирующиеся на Кипре в 2014-2019 годах принимали участие в налетах на Сирию в рамках борьбы с террористическими организациями. Именно британские Tornado первыми были отправлены на пенсию в 2019 году, а ВВС Германии и Италии планируют вывести все самолеты из эксплуатации до 2025 года.