История

Луноход из детства: пять фактов о советском автобусе ЛиАЗ-677

© autowp.ru

Выходишь из школы, с десяток минут потопчешься на морозе и наконец запрыгиваешь в величаво подплывший желтый ЛиАЗ. Занимаешь место поближе к водителю и постепенно впадаешь в транс от низкочастотного гула двигателя, характерного «звона бутылок», который издавал изношенный промежуточный карданный вал и убаюкивающей плавности хода… Те, кто рос в восьмидесятые и девяностые, наверняка помнят ощущения от поездки на популярном советском автобусе. Тогда он казался обыденным элементом городского пейзажа, а по факту представлял собой современный и даже передовой продукт

Сначала был «158-й»

До 1958 года Ликинский машиностроительный завод в подмосковном Ликино-Дулёво производил компоненты для зиловской продукции, а после превратился в полноценный автобусный завод: начал сборку ЗИЛ-158 и был переименован в ЛиАЗ. Первенец получился отнюдь не идеальный. Одурманивал водителя парами бензина, которые источала нижнеклапанная 5,5-литровая «шестёрка» мощностью 109 л.с. и изматывал несинхронизированной коробкой передач. Пассажиры его тоже особенно не жаловали. В частности, нарекания вызывали довольно узкие створчатые двери.

На ЛиАЗе пытались бороться с врождёнными недостатками. В 1960 году завод совместно с НАМИ разработали прототип ЗИЛ-Э158Д, оснащенный гидромеханическим «автоматом» и другой подвеской с пневматическими упругими элементами. Серийному автобусу все это великолепие не досталось, хотя модернизированный ЗИЛ-158В таки обрел синхронизированную коробку передач, однодисковое сцепление, изменённое передаточное отношение главной пары и доработанную стояночную тормозную систему.

Проектирование новинки, известную в народе как «Луноход», стартовало в 1960-м, практически сразу же после начала выпуска зиловских машин. В 1965 году опытные образцы отправились на испытания по маршруту Москва — Харьков — Новороссийск — Сочи — Тбилиси — Ереван — Орджоникидзе — Москва. Серийная сборка началась несколько лет спустя.

Больше и просторнее

Поначалу новенький ЛиАЗ-677 производился параллельно с ЗИЛ-158В. Контрастная пара – будущее советского городского транспорта и просящийся на пенсию «старичок». Детище предприятия из Ликино-Дулёво превосходило архаичную модель по многим параметрам и, прежде всего, по длине — 10 565 мм против 9030 мм.

Заметно выросла пассажировместимость: номинальная — с 60 до 80 человек, хотя «луноход» принимал на борт до 110 граждан. А вот количество посадочных мест урезали: было 32, стало — 25.

Силовой агрегат и подвеска

Удачный дизайн — не главное достоинство ЛиАЗ-677. Гораздо важнее тотальное техническое превосходство над «158-м». Во-первых, наш герой — первый советский автобус с автоматической гидромеханической коробкой передач (двухступенчатая с блокировкой гидротрансформатора).

Во-вторых, шестицилиндровый двигатель сменила гораздо более мощная 180-сильная V-образная «восьмерка» ЗИЛ-375Я7 объемом 7,0 литров. Она перекочевала на гражданский транспорт с армейского грузовика Урал-375 в дефорсированном виде под использование бензина Аи-76.

Агрегат славился феноменальной прожорливостью — он мог съедать порядка полсотни литров бензина на 100 километров! В-третьих, для пущей плавности хода применили подвеску с двумя пневматическими баллонами на передней оси и четырьмя на задней.

Модификации для большой страны

ЛиАЗ-677 выпускался в разных вариантах для выполнения широкого спектра задач. За маркировкой «677Б» скрывался пригородный извозчик с четырёхрядной планировкой кресел (сидячих мест — 35) и одинаковым уровнем пола, с люками в крыше и запасным колесом. После обновления обозначался «677МБ».

Также существовал автобус для холодных регионов (677А, после модернизации — 677МС), рассчитанный на эксплуатацию при температурах до -60С. От базового он отличался теплоизоляцией кузова, четырёхрядной планировкой (посадочных мест 34) и двойным остеклением. А что такое ЛиАЗ-677В? Быть может, «военный»? Нет, это мелкосерийная экскурсионная версия с одной дверью, креслом экскурсовода и 37 комфортабельными сиденьями.

Модернизация

Об обновленной модели задумались ещё в начале семидесятых, но в серию она пошла лишь десять лет спустя. Процесс омоложения проходил в несколько этапов.

После проверки машин из опытной партии (такие ЛиАЗы имеют усовершенствованную коробку передач и тормоза, новый усиленный задний мост венгерской фирмы Raba, люки как у пригородных модификаций и другие апгрейды) стартовал серийный «677М», который можно идентифицировать по дополнительной решетке радиатора и характерному жёлтому цвету.

Позже начали устанавливать другие бамперы и оптику, а также более комфортабельное сиденье водителя с регулировками. В таком виде автобус сходил с ликинского конвейера до 1994 года, а затем до начала нулевых строился небольшими партиями на других предприятиях. Всего выпущено около 200 тысяч штук.