16:00, 10 августа 2022
3 мин.

Эксклюзив Quto: тонкости управления автомобилем в 1915 году

Главное — не давить. Раскрываем тонкости управления «коляской» вековой давности.
В дореволюционной России автомобиль считался настоящей роскошью. Однако уже тогда находились лихачи, которые «носились» со скоростью 80 вёрст в час (85 км/ч), имели слабость к спиртным напиткам и были несдержанны за рулём. Но вместе с тем, уже тогда сформировались первые правила дорожного движения, водителей наказывали за правонарушения, а также начали появляться первые практические советы для сидящих за рулём людей. Многие из них сохранили свою актуальность и сегодня, о чём стало известно благодаря совместному проекту Quto.ru и Национальной электронной библиотеки.

Так, в книге 1915 года «Искусство пользоваться автомобилем» главным качеством рулевого — а именно так в то время называли водителей — считалось хладнокровие.

«Недостаток выдержки выражается в том, что рулевой беснуется перед стадом, идущим посреди дороги, если невоздержан на язык с возницами и детьми, отвечает на бранные слова встречных и раздражается на какую-то деталь или механизм», — считает автор, Бодри де Сонье Луи.

Не менее важным критерием «хорошего водителя» он считает «механический инстинкт», то есть умение пользоваться инструментами и оперативно провести ремонт машины.

Эксклюзив Quto: тонкости управления автомобилем в 1915 году
Материалы по теме

Кроме того, сидящий за рулём человек не должен иметь слабости к спиртным напиткам, зато стойко переносить усталость, холод и жару.

«Ссадина не взволнует его, а мошка, попавшая в глаз, не заставит его забыть об управлении коляской», — уверен де Сонье Луи.

В отсутствие печки и даже места в салоне автомобиля, о чём мы уже рассказывали в материале о типах кузова, водитель должен правильно одеваться. А именно — исключить широкую и развевающуюся одежду, подобрать себе перчатки, а низ брюк стягивать резинкой. Кстати, ещё нужно помнить, что чистым добраться до пункта назначения не получится: брызги масла постоянно попадают на штаны и оставляют на них пятна.

Эксклюзив Quto: тонкости управления автомобилем в 1915 году

Век назад сама подготовка к поездке считалась искусством, а готовиться к выезду стоило за полчаса. За это время рулевой должен успеть прогреть двигатель и провести диагностику всех систем. Если что-то сломалось — быстро починить.

А при посадке пассажиров, по правилам хорошего тона, нужно было заглушить двигатель и помочь пассажирам. Особенно если речь шла о личном автомобиле, а не заказном «вознице».

Материалы по теме

Ещё одно требование этикета гласило, что садиться за руль нужно справа, хоть это и неудобно из-за обилия механизмов и рычагов. В любом случае автор считает логичным, что ловкие водители «протискиваются ужом» между ними.

Во время езды автомобилистам не рекомендовано злоупотреблять гудком. В большинстве случаев лучше окликнуть пешехода или животных голосом. Ну и слишком увлекающихся «бибиканьем» водителей нередко привлекали к ответственности.

Эксклюзив Quto: тонкости управления автомобилем в 1915 году
Материалы по теме

Сама езда была делом не самым простым. А самые рядовые для современных водителей ситуации могли обернуться крупной поломкой. Например, проезд по трамвайным рельсам или гравию, и даже проезд по брошенной на дороге старой калоше.

Полностью ознакомиться с книгой и узнать все тонкости управления автомобилем вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Особое внимание водителям советуют уделить встречному разъезду, особенно если речь идёт о гужевых повозках.

Эксклюзив Quto: тонкости управления автомобилем в 1915 году
Материалы по теме

«Я настаиваю, что при встрече с повозкой, запряжённой лошадью, ослом, собакой, волом и даже, увы, человеком, хороший рулевой должен замедлить ход», — отметил автор.

И, разумеется, самое главное правило, которого должны придерживаться автомобилисты — не давить. Вообще никого, ни человека, ни собаку, ни курицу.

Новости партнеров

Новости партнеров