Поль Арзанс: человек, видевший будущее
Был в великой истории Автомобиля ещё один человек, имя которого совсем не на слуху, но его влияние на то, что мы сейчас видим на дорогах, неоспоримо. Но сначала небольшое отступление.
В исторической области Эльзас, которая нынче называется Гран Эст, есть небольшой, но невозможно уютный городок Мюлуз, в котором расположено здание бывшей фабрики братьев Шлюмпф. На всю Францию братья были известны тем, что вместо того, чтобы исправно платить рабочим, они скупали по всему миру коллекционные и редкие автомобили, которых к концу 70-х готов скопилось уже больше сотни.
Работники фабрики, да и профсоюзные лидеры, страсти братьев не разделяли, потому что есть хотелось сильнее, чем смотреть на редчайшие «Панар-Левассор» и «Делайе». Ситуация окончательно вышла из-под контроля в 1976 году, когда на производстве начался настоящий бунт, переросший в погром, во время которого был уничтожен уникальный Austin 7, а десятки дорогущих Bugatti оказались под угрозой.
Фриц Шлюмпф: "Эти чёртовы профсоюзы настроили моих рабочих против меня! То, что город Мюлуз сделал по отношению ко мне и к моему брату, иначе как позором и бесстыдством не назовешь".
Читайте также
Но, к чести бунтовщиков, они вовремя поняли, что коллекция уже сбежавших в Швейцарию братьев – настоящее сокровище. Среди прочего, в цехах фабрики обнаружилось два довольно странных автомобиля, на табличках возле которых было написано Arzens…
Поль Арзанс получил хорошее художественное образование и занимался монументальным искусством, создавая свои работы из алюминия, который был невероятно популярен среди скульпторов. Особых успехов он, меж тем, в скульптуре не достиг, но зато научился кончиками пальцев чувствовать материал. Арзанс гнул листы на грани разрыва, закручивал их в причудливые фигуры шарообразной и сигарообразной формы. Особенно ему полюбился появившийся в те годы плексиглас, прозрачный и прочный, казавшийся ему невероятно воздушным и дарящим ощущение свободы, благодаря своей пластичности.
Уже почти перед началом Второй мировой, Арзанс всерьез увлекся живописью на плэнере, и постоянно испытывал острую потребность в автомобиле, который мог бы стать ему надежным помощником и, возможно, даже передвижной студией. К счастью, под рукой оказался Buick, который художник и решил превратить в машину своей мечты. От американского автомобиля осталась лишь рама, да и мотор с трансмиссией, а вот кузов Поль сделал сам.
Арзанс руками выколотил огромный семиметровый кузов из алюминия, попутно снабдив его складной крышей и панорамным передним стеклом. Фары он убрал внутрь решетки радиатора, тем самым задав тенденцию в дизайне автомобилей тех лет. Рамка багажника служила мольбертом, а сам отсек был приспособлен под хранение холстов.
Название же диковиной поделке придумал народ. В свой самый первый выезд, автомобиль мгновенно был наречен La Baliene, что значит «кит». Арзансу так понравилось это «народное» название, что он стал называть свой огромный кабриолет именно так.
Смелые фантазии Арзанса не нашли особого понимания в среде промышленников, зато были очень популярны в народе. Может быть, ему удалось бы пробить стену непонимания, но пришла Война.
Тогда фашистская администрация Парижа строго на строго запретила французам покупать топливо. Каждый литр был на счету, а художнику хотелось продолжать творить. В 1942 году он создает «Электрическое яйцо» — прадедушку всех электрических ситикаров на планете Земля. Автомобиль был выполнен из двух любимых материалов художника. Небольшой овальный кузов с маленьким килем — алюминиевый, а вот двери и лобовое стекло из плексигласа. Объединяясь, они создавали единый, полностью прозрачный передок. Обзорности «Яйца» и сейчас позавидует любой автомобиль. Однако, электромобилем ему суждено было быть недолго: на аккумуляторах он совершил всего одну поездку, но при этом полностью подтвердил теоретические расчеты. Этот эллипс на колесах поехал 100 км на одной зарядке и достиг максимальной скорости 75 км/ч.
Через какое-то время Арзанс оснастил «Яйцо» бензиновым мотором мощностью 5.5 лошадиных сил, в таком виде оно и было куплено братьями Шлюмпф.
Впоследствии Арзанс потерял интерес к автомобильной теме и долго искал себя, пока в 1947 году он не стал главным дизайнером всех пассажирских поездов Франции. Именно он создал локомотивы, которые назвали «сломанный нос», они, кстати, популярны в Европе до сих пор. К сожалению, даже французская Википедия выдаёт про Арзанса лишь набор сухих фактов, а фотографии гениального инженера и дизайнера встречаются реже, чем съёмки инопланетян.