quto.ru
Опубликовано 04 июля 2011, 16:13

75 лет: история создания и развития ГАИ/ГИБДД

Советско-российская история ГАИ начинается 3 июля 1936 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров СССР № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР».
ГАЗ 24-01 «Волга «Милиция». Фото ГАЗ

Советско-российская история ГАИ начинается 3 июля 1936 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров СССР № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». Первоначально в ОГАИ было всего 57 сотрудников в 7 отделениях.

В 1938 году началось формирование местных отделов ГАИ («Инструкции о работе пикетов автодорожного надзора Госавтоинспекцией УРКМ»).

В 1939 году Приказ НКВД СССР № 400 «С объявлением Инструкции об агитационно-массовой работе по безопасности» впервые обозначил усиление внимания к безопасности движения. Отделом ГАИ ГУРКМ НКВД были разработаны первые «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР».

Летом 1941 года ОГАИ четверть личного состава милиции были мобилизованы на строительство военных и других сооружений. В основном, их места занимали женщины. Например, начальником ГАИ Советского и Фрунзенского районов Москвы стала Е.Д. Сагирашвили.

1 сентября 1944 года Мосгорисполком ввел новые правила уличного движения. В них повышались требовательность к пешеходам и водителям.

30 марта 1945 году стартовало первое профилактическое мероприятие «по улучшению внешнего вида автомашин, работающих в г. Москве».

В послевоенные годы система ОРУД-ГАИ активно принимала участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. ГАИ в связке со службой ОРУД обновляет порядок учета дорожных происшествий, правила по учету автомобильного и мотоциклетного парка СССР, создает «Наставление по надзору за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР» и «Положение о квалификационных комиссиях Госавтоинспекции управлений милиции УМГБ-МГБ».

В 1954 году в составе Научно-исследовательского института криминалистики (НИИК) МВД СССР был образован отдел безопасности движения.

В 1956 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 382 «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» Госавтоинспекции предоставлено право лишать водителей прав на управление за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать управление транспортными средствами без водительских удостоверений.

В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

В 1966 году было образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, в дальнейшем ставшее МВД СССР. А в следующем году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР преобразован в Управление Госавтоинспекции МВД СССР.

В 1968 году Министерство охраны общественного порядка СССР переименовано в Министерство внутренних дел СССР.

1 июля 1963 года был введен в действие новый ГОСТ 10807-64 «Знаки и указатели дорожные», а также стандарт на отличительный знак для перевозочных средств, участвующих в международном движении.

В 1969 году были разработаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, которые стали непосредственными предшественниками современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

Первая половина 70-х годов прошла под знаком повсеместного усиления мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Возникает Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ). Для более безопасной езды последних впервые было принято решение об оснащении ремнями безопасности легковых автомобилей и, позднее, решение об обязательном порядке применения ремней безопасности на переднем сиденье.

10 августа 1978 года Постановлением Совета Министров СССР № 685 от утверждено единое для всей страны «Положение о Государственной автомобильной инспекции». Впоследствии Управление Госавтоинспекции МВД СССР преобразовано в Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР.

В 1986 году сотрудники ГАИ работали на ликвидации последствий аварии в Чернобыле.

В 1988 году структуры ГАИ обеспечивали передвижение транспорта при ликвидации последствий землетрясения в Армении.

К 1988 году возникает необходимость дальнейшего прогрессивного развития системы ГАИ. Совет Министров СССР принимает Постановление № 336 «О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте».

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 г. создано Министерство внутренних дел РСФСР. Таким образом начался процесс разделения союзных и российских структур ГАИ.

В 1990 году кризисные социальные явления приводят к сокращению профилактики ДТП, и к сокращению служб безопасности движения. Осложнение обстановки с безопасностью дорожного движения вызывает рост аварийности, происходит рост числа преступлений, направленных против участников дорожного движения. Начинается криминальная «война на дорогах», происходит массовая гибель сотрудников автоинспекции при несении службы.

10 апреля 1990 года был опубликован приказ МВД России № 49 «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Выходит ряд указаний изменивших практику деятельности Госавтоинспекции – порядок приема экзаменов, регистрации транспортных средств. Также был начат процесс комплексного анализа ДТП в регионах России.

В 1992 году публикуется Закон «О дорожных фондах РФСР» определивший финансово-правовые основы содержания и развития автодорог России.

30 июля 1992 года вышел широко известный Указ Президента РФ «О специальных сигналах на автотранспорте».

29 июля 1995 года Постановлением Правительства РФ введены новые «Правила учета дорожно-транспортных происшествий» закрепившие новые современные формы сбора и обработки информации о ДТП.

8 июля 1997 года Постановлением Правительства РФ № 831 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдач водительских удостоверений» установлен современный порядок сдачи практики вождения в два этапа – площадка (автодром) – город.

В 1997 г. выявлено и пресечено почти 50,7 млн. нарушений правил, нормативов и стандартов в сфере дорожного движения. Количество водителей, привлеченных к ответственности по сравнению с начала 90-х увеличилось в 2 раза.

1 июня 1998 года вышел Приказ МВД России № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России». А 15 июня Указом Президента РФ № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД МВД Российской Федерации.

С 2001 года произошло внедрение новых комплексов идентификации транспортных средств «Сова», «Поток». Приказ Министра внутренних дел РФ «О государственных регистрационных знаках» позволил упорядочить эксплуатацию транспортных средств и успешнее бороться с хищениями и др. преступлениями.

В апреле 2003 года Начальником ГУ ГИБДД СОБ России назначен генерал-майор милиции, кандидат юридических наук В.Н. Кирьянов. Также обновился кадровый состав Главного Управления.

15 июня 2004 года в Госдуме РФ состоялись слушания по вопросам развития системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что положило начало работе по созданию и внедрению автоматизированной информационной системы ОСАГО.

В апреле 2005 года были внесены изменения в статью 12.24 Кодекса об административных правонарушениях. К уголовной ответственности отныне привлекаются водители нарушившие ПДД с причинением вреда другому лицу. В Кодексе усилена также ответственность водителя за управление транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. В рамках административной реформы ГУ ГИБДД реорганизовано в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД).

4 июня 2005 года отмечалось открытие не имеющей аналогов в мире федеральной информационной системы ГИБДД (ФИС), с помощью которой было создано единое информационное пространство Госавтоинспекции и МВД на местном, региональном, федеральном и международных уровнях.

20 февраля 2006 года Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков подписал Постановление Правительства № 100, утвердившее Концепцию Федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг.

Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2011 года № 802 начальником Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации назначен генерал-майор полиции Виктор Нилов.

Автомобильные новости