Чехарда с дорожными знаками: как быть водителю

Фото с сайта finamauto.ru

Разговор о дорожных знаках можно вести бесконечно. Виной тому – их редкое соответствие ГОСТу: то их не видно, то они отсутствуют, то обозначают невесть что. В этой ситуации выигрывают только недобропорядочные работники ГИБДД. Мы уже описали не одну схему развода с участием некачественного знака, или с его отсутствием.

Все эти упущения могут привести (и приводят) к ДТП, причем иногда к достаточно серьезным. Кто должен следить за пригодностью и наличием дорожных знаков, кто уполномочен сообщать о поломках и несоответствии ГОСТу?

Надо сказать, что на карте, висящей на стене в местном ГИБДД, все знаки и их расположение указаны, хотя порой на месте они отсутствуют. Было время, когда водителей штрафовали согласно знакам именно на этой карте, а не по факту их наличия на местности.

Сегодня мало что изменилось – знак на месте, но либо нечитаем, либо повернут таким образом, что виден кому угодно, только не тому, кому информация на нем предназначена. То есть фактически его нет, если принимать во внимание требования ГОСТа. Работники же ГИБДД так не всегда считают.

Тем не менее, согласно ГОСТ Р 50597-93, п. 4.1.6 "…временные дорожные знаки должны быть сняты в течение суток...", но на практике это делается редко. Все зависит от документации. Если по документам дорожные работы на определенном участке дороги закончены, то знак не актуален, а если они все еще ведутся (просто на бумаге, а не на деле), то все установленные временные знаки в силе.
Не путаем временные дорожные знаки, связанные со строительством и те временные знаки, которые устанавливаются по другим причинам. Все просто: первая группа отличается от второй наличием знака 1.25 «Дорожные работы».

В случае если вас остановят за превышение скорости на подобном участке дороги, то первым делом нужно выяснить в местном «Автодоре», окончены ли дорожные работы. Хотя если там стоят работники ГИБДД, то, скорее всего, не окончены. Наряды экипажам ГИБДД раздаются начальством, которое до выдачи оных навело справки в том же «Автодоре». Если же работников ГАИ на местности не наблюдается месяцами, то, естественно, наряды закрыты. Да и кто будет платить дорожникам за рабочие часы и дни, во время которых на ремонтирующемся участке нет ни техники, ни людей, а значит, наряд нужно закрыть сразу по завершении работ. На разметку, например, будет выписан новый наряд, а знаки пусть пока постоят – чего их таскать туда-сюда, согласовывать их установку с ГИБДД и так далее.

Теперь об отсутствии знаков. Главное, что нужно понимать: нет знака, нет и правила, с ним связанного, и наоборот.
Таким образом, закрытый листвой или чем-то еще знак, как ни странно, продолжает действовать, пока вы не докажете обратное в суде (что очень и очень сложно).

Следить за наличием дорожных знаков и сообщать об их отсутствии или несоответствии ГОСТу в местные коммунальные службы и «Автодор» обязана ГИБДД. Заявления от населения о чехарде с дорожными знаками и о стертой разметке принимаются в местных отделениях ГИБДД: в Дежурной части или в Отделе организации дорожного движения, Дорожном надзоре.
Но попробуйте туда сперва дозвониться (я имею в виду Дорожный надзор), зато факс включается исправно – отправляйте заявление и дублируйте его в Дежурную часть по телефону устно.
Если у вас есть время и возможность, можно приехать в местное отделение ГИБДД лично.

Чем вам не хобби? И польза от него немалая.

И напоследок, о несоответствии знаков разметке. Ни в коем случае не забывайте о том, что главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации 30.06.2008 г. направлено указание №13/6-120 о несоответствии линий горизонтальной разметки требованиям дорожных знаков, где говорится, что «При рассмотрении спорных ситуаций, когда установлено, что линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям установленных дорожных знаков, ситуацию следует трактовать в пользу участников дорожного движения».
Также не стоит забывать, что с вступлением будущей осенью в силу изменений ПДД, которыми, в частности, устанавливается однозначный приоритет дорожных знаков над разметкой, данное указание автоматически потеряет силу.

Материал подготовлен с использованием информации статьи независимого журналиста Александра Хлынова.