30 января, 11:36
8 мин.

Этот летчик сбил 75 немецких самолетов. Но мы о нем почти ничего не знаем

Как "трехцветный" Рене Фонк уравновесил Красного барона, Манфреда фон Рихтгофена, немецкого аса №1
Миром правит закон сбалансированности. Если Германия в Первую мировую получила аса из асов, Манфреда фон Рихтгофена, то у стран Антанты обязан был появиться противовес. Им стал француз Рене Фонк. Фигура сколь яркая, столь и неоднозначная. Герой Советского Союза французский граф Ролан де ля Пуап вспоминал, что для его сверстников, родившихся вскоре после окончания Первой мировой, кумирами были летчики-асы, среди которых Рене Фонк являлся рекордсменом по числу официальных побед (75). Почему же тогда этот выдающийся пилот-истребитель в итоге оказался в тени своих собратьев по оружию с более скромными боевыми счетами?

Контрастность 200%

Если Бог по-настоящему начинает шутить, то только держись! Главным заочным соперником аристократа, барона Манфреда фон Рихтгофена стал сын рабочего лесопилки, окончивший, как бы мы сказали теперь, ПТУ по специальности механика. Мобилизованного в августе 1914 года 20-летнего Рене Фонка направили во 2-ю авиагруппу, базировавшуюся в Дижоне, но вскоре перевели в саперную часть. Однако "небесная" карта в судьбе уроженца пограничной с Германией Лотарингии оказалась сильнее. В феврале 1915 года Фонк зачислен в летное училище. Это была первая в мире школа пилотов, созданная в 1910 году братьями Кодрон в местечке Ле Кротуа (департамент Сомма). После четырехмесячных курсов Фонк получил удостоверение пилота и начал службу в разведывательной эскадрильи С 47.

Рене Фонк (1894-1953) – неоднозначная, но, безусловно, яркая личность

Рене Фонк (1894-1953) – неоднозначная, но, безусловно, яркая личность

Рисковать быть сбитым огнем с земли или истребителями противника при фотографировании немецких позиций, не имея возможности лично ответить, – такая перспектива категорически не устраивала Фонка. И в июле 1916 года он установил над верхним крылом своего двухмоторного Caudron G.4 пулемет Льюиса, который не преминул пустить в ход при первой возможности. Она представилась уже 6 августа, когда Фонк, обстреляв немецкий двухместный разведчик Rumpler C.1, вынудил того совершить вынужденную посадку в расположении французских частей. Как позже напишет Фонк в своей книге воспоминаний "Mes Combats" (мои [воздушные] сражения – фр.): "Два немецких офицера стали единственными, кого я взял в плен". Фраза гораздо более многозначительная, чем может показаться...

Таким Рене Фонк начинал в 1915 году службу в разведывательной эскадрилье С 47

Таким Рене Фонк начинал в 1915 году службу в разведывательной эскадрилье С 47

Как бы то ни было, когда в марте 1917 года Фонк на своем самолете-разведчике сбил вражеский истребитель Albatros, командованию стало очевидно, что меткому пилоту место в другой части. Ей стала SPA 103 из состава элитной 12-й Боевой группы, одной из старейших в составе ВВС Франции. В истребительной эскадрильи, недавно преобразованной из бомбардировочной, еще не появились свои асы, и Фонк на все сто воспользовался шансом стать первым из них.

Став летчиком-истребителем, Рене Фонк одержал все свои победы на самолетах SPAD конструкции Луи Бешеро

Став летчиком-истребителем, Рене Фонк одержал все свои победы на самолетах SPAD конструкции Луи Бешеро

Простолюдин, в отличие от Манфреда фон Рихтгофена не имевший возможности оттачивать мастерство стрелка на охоте в родовых владениях, Фонк оказался прирожденным снайпером. К тому же глаза француза правильнее было бы назвать "биорадарами", настолько фантастически велика была дистанция, на которой они видели самолеты в небе. Наконец, Фонк овладел секретом электронных технологий стэлс задолго до их появления: и друзья, и враги изумлялись способности французского пилота превращать свой самолет в невидимку до самого момента открытия огня. Фонк, как и Франческо Баракка, предпочитал атаковать, находясь в хвосте самолета противника и ниже. Для победы часто хватало пяти пуль. Слишком мало, чтобы серьезно повредить даже хрупкие аэропланы Первой мировой, но вполне достаточно, чтобы вывести из строя пилота...

Эмблемой 103-й истребительной эскадрильи, в составе которой воевал Рене Фонк, был аист. Это символ весны в граничащем с Германией Эльзасе, где часть базировалась в начале Первой мировой. На свои самолеты французский ас наносил и изображение четырехлистного клевера, символа удачи

Эмблемой 103-й истребительной эскадрильи, в составе которой воевал Рене Фонк, был аист. Это символ весны в граничащем с Германией Эльзасе, где часть базировалась в начале Первой мировой. На свои самолеты французский ас наносил и изображение четырехлистного клевера, символа удачи

Фонк предпочитал не ввязываться в бой, если обстановка не позволяла нанести фирменный разящий удар, но при этом был устрашающе эффективен. Пять побед, необходимых для получения статуса аса, француз одержал в течение месяца после перевода в SPA 103, а в мае 1918 года на спор с двумя американскими летчиками сбил за день шесть немецких самолетов. В сентябре того же года Фонк повторит этот рекорд, который стал абсолютным в годы Первой мировой.

Трехцветная лента на фюзеляже SPAD S.VII Рене Фонка – отличительный знак аса

Трехцветная лента на фюзеляже SPAD S.VII Рене Фонка – отличительный знак аса

Тактика внезапности не только позволяла расти боевому счету Фонка, но и делала его неуязвимым для противника: в самолет француза за время его службы в истребительной эскадрилье попала лишь одна пуля. Но лучшего аса Антанты едва не погубил снаряд, причем собственный. По понятным причинам Фонк входил в узкую группу летчиков, опробовавших новейшие образцы вооружения. К их числу относился и первый в мире пушечный одномоторный истребитель SPAD S.XII. Его 37-миллиметровое орудие Пюто являлось авиационным вариантом пушки, которая устанавливалась и на знаменитый французский танк Renault FT. Казенная часть габаритного орудия вдавалась в кокпит истребителя, что заставило отказаться от привычной ручки управления элеронами и рулями высоты в пользу поднятого к козырьку кабины менее удобного круглого штурвала. К тому же после каждого выстрела пушка требовала перезарядки вручную.

Рене Фонк у пушечного истребителя SPAD S.XII Canon, который чуть было не погубил летчика-аса

Рене Фонк у пушечного истребителя SPAD S.XII Canon, который чуть было не погубил летчика-аса

Выполнять в бою все эти манипуляции мог только пилот экстракласса. Им и был Фонк, но даже он ничего не мог поделать в ситуации, когда 19 мая 1918 года при пикировании с переворотом выпавший из боеукладки снаряд заклинил идущие от штурвала тяги. Разблокировать их удалось, лишь когда самолет аса потерял 1000 м (благо они имелись в запасе) высоты. Едва не кончившееся гибелью происшествие в первом же боевом вылете на SPAD S.XII не отпугнуло Фонка. Он оценил возможность сбить вражеский самолет одним полукилограммовым снарядом, начиненным 30 г взрывчатки, и сделал это по крайней мере семь раз.

Лейтенант Рене Фонк, знаменосец частей ВВС Франции, на параде победы 14 июля 1919 года

Лейтенант Рене Фонк, знаменосец частей ВВС Франции, на параде победы 14 июля 1919 года

Окончание Первой мировой Фонк, начавший войну капралом, встретил в звании лейтенанта, удостоенного высших наград Франции, и в статусе национального героя. Идеал рыцаря в блестящих доспехах?! Но вот отзыв одного из ближайших друзей аса по эскадрильи SPA 103: "В воздухе он – разящая рапира. [Вместе с тем] это не искренний, до утомления тщеславный и занудный человек". В мирное время Фонк станет заложником своего характера, который уже не уравновешивали суровые обстоятельства войны.

Рене Фонк, депутат парламента Франции в 1920 году

Рене Фонк, депутат парламента Франции в 1920 году

Разбалансировка

Послевоенная жизнь начиналась для Фонка многообещающе. В 1919 году находившегося в ореоле славы героя к участию в выборной кампании в парламент привлек Жорж Клемансо, премьер-министр и военный министр Франции, вставший во главе правоцентристского блока. В результате, следующие пять лет Фонк провел в депутатском кресле, представляя в парламенте родной департамент Вогезы. Однако попытка переизбрания в 1924 году окончилась неудачей. Средств, полученных от издания в первой половине 1920-х книги воспоминаний и аналитического труда "Авиация и безопасность Франции", уже не хватало. Как вернуть внимание публики и финансовое благополучие?

В межвоенный период летчики-асы враждовавших коалиций объединились в своеобразный неформальный клуб. Рене Фонка связывали теплые отношения с немцем Эрнстом Удетом (на фото). Французский пилот помог в трудоустройстве в шведскую фирму и бедствовавшему Герману Герингу. Став шефом Люфтваффе, тот будет принимать Фонка в своем загородном поместье Karinhall

В межвоенный период летчики-асы враждовавших коалиций объединились в своеобразный неформальный клуб. Рене Фонка связывали теплые отношения с немцем Эрнстом Удетом (на фото). Французский пилот помог в трудоустройстве в шведскую фирму и бедствовавшему Герману Герингу. Став шефом Люфтваффе, тот будет принимать Фонка в своем загородном поместье Karinhall

Фонк, заявлявший о себе "я стреляю так метко, как будто укладываю пули в цель рукой", нашел способ разом убить двух зайцев... с помощью знаменитого русского авиаконструктора Игоря Сикорского, после революции 1917 года добравшегося в своих эмигрантских странствиях до США. Посетив в 1925 году авиационные состязания в Штатах, Фонк узнал о проекте транспортного S-35 конструкции Сикорского. Француз сделал ставку на эту машину, готовясь совершить первый беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж. На кону были $25 000 призовых, которые готов был выложить Раймон Ортейг, гостиничный король Манхэттена. Сикорскому, разворачивавшему свой бизнес за океаном, такой промоушен тоже был очень кстати, и авиаконструктор вложил серьезную сумму в основанную Фонком компанию "TheArgonauts".

14 июля 1936 года президент Альбер Лебрен вручает Рене Фонку знак Великого офицера ордена Почетного легиона

14 июля 1936 года президент Альбер Лебрен вручает Рене Фонку знак Великого офицера ордена Почетного легиона

Средств тем не менее не хватало, и S-35, чья стоимость после многочисленных переделок превысила миллион долларов по нынешнему курсу, даже не был застрахован. На все это накладывалась спешка. Сикорский пытался уговорить промоутеров дать год на доработку машины – тщетно. В результате S-35 так и не совершил ни одного испытательного полета с полной нагрузкой. Контрольное взвешивание накануне броска через Атлантику показало, что самолет перегружен почти на две тонны.

Сценарий катастрофы сложился, и она произошла. 21 сентября 1926 года Фонк не смог оторвать S-35 от полосы нью-йоркского аэродрома Рузвельт-Филд, машина скатилась в низину и взорвалась. Двум пилотам, включая Фонка, удалось выжить, но радист Шарль Клавье и представлявший фирму Сикорского бортмеханик Яков Ислямов погибли. Сложно сказать, стало ли роковым решение Фонка взять в рассчитанный на 35 часов полет кушетку и холодильник, но француз точно преуспел в выстраивании "декораций".

Незадолго до старта перелета Нью-Йорк – Париж журнал "Time" вышел с фото Рене Фонка на обложке

Незадолго до старта перелета Нью-Йорк – Париж журнал "Time" вышел с фото Рене Фонка на обложке

Журнал "Time", вышедший незадолго до старта перелета, сообщал, что по настоянию Фонка пилотская кабина S-35 была выдержана в золотых, серебряных, кремовом тонах и отделана красным деревом... Как бы то ни было, Сикорский построит для трансатлантического перелета Фонка новый самолет, S-37, но Чарльз Линдберг на своем "Spirit of St. Louis", спроектированном компанией Ryan, опередит француза.

В 1935-м Фонк вернется на военную службу и дорастет до должности главного инспектора истребительной авиации Франции. Вторую мировую летчик-ветеран встретит в звании полковника и после заключения перемирия с Германией в 1940 году войдет в круг доверенных лиц маршала Петена, главы правительства коллаборационистов. В этом качестве Фонк, видимо, стал заметной фигурой, поскольку 24 августа 1942-го американский журнал "Life" поместил героя Первой мировой в список 39 пособников гитлеровцев, подлежащих смертной казни или суду после освобождения Франции.

Рене Фонк и Игорь Сикорский у S-35 в период подготовки к перелету через Атлантику

Рене Фонк и Игорь Сикорский у S-35 в период подготовки к перелету через Атлантику

В действительности реализовался куда более запутанный сценарий. После высадки союзников в Нормандии Фонк был арестован немцами по подозрению в связях с движением французского Сопротивления и отправлен в печально известный концлагерь Дранси. После освобождения Парижа в августе 1944-го уже новые власти заключили героя-антигероя в знаменитую тюрьму Сантэ, откуда Фонк был выпущен в конце того же года без предъявления каких-либо обвинений. Более того, в 1948 году командир одной из ячеек Сопротивления наградил Фонка "Грамотой участника", текст которой гласил: "Месье Фонк Рене, не входивший в состав вооруженных частей Сражающейся Франции, на оккупированной врагом территории принял участие в славных боях по освобождению родины".

Изначально двухмоторный Sikorsky S-35 по настоянию Рене Фонка был перепроектирован под установку третьего мотора. 425-сильные двигатели Gnome-Rhône Jupiter 9A были доставлены из Франции

Изначально двухмоторный Sikorsky S-35 по настоянию Рене Фонка был перепроектирован под установку третьего мотора. 425-сильные двигатели Gnome-Rhône Jupiter 9A были доставлены из Франции

За прошедшие с тех пор десятилетия официальной оценки деятельности Фонка в период Второй мировой так и не прозвучало. Но вот что показательно: командование ВВС Франции отклонило неоднократные предложения сделать Фонка крестным отцом авиакосмической академии страны, а авеню (проспект – фр.) в Париже, названное в 1956 году в память о летчике-асе, на деле является маленькой улочкой за пределами бульвара Периферик, столичной кольцевой. Во Франции не найти и монументов, посвященных лучшему летчику-асу Первой мировой...

Одно из последних фото Рене Фонка, сделанное в начале 1950-х

Одно из последних фото Рене Фонка, сделанное в начале 1950-х

Вспоминается латинское изречение "Sic transit gloria mundi" (так проходит слава земная). А может, Рене Фонк просто нарушил закон романтического жанра? Герои без страха и упрека не доживают на гражданке до пенсионного возраста и не умирают от инсульта...

Фонк в своем депутатском кабинете с крышкой радиатора от автомобиля собственной конструкции. Крышку украшала фигурка аиста, символа 103-й истребительной эскадрильи

Фонк в своем депутатском кабинете с крышкой радиатора от автомобиля собственной конструкции. Крышку украшала фигурка аиста, символа 103-й истребительной эскадрильи

Флирт с автомобилями

Самолеты были главной любовью Рене Фонка, но в период своего депутатства в парламенте Франции летчик-ас "закрутил роман" и с автомобилями. Фонк не просто раскатывал на роскошных Lorraine-Dietrich и подаренной Альфонсом XIII, королем Испании, Hispano-Suiza. В 1921 году пилот вместе с инженерами Грийо и Гаду спроектирует и построит на заводе компании CIME в пригороде Сент-Этьена авто собственной конструкции.

Рене Фонк за рулем модели с 4-цилиндровым мотором, разработанной компанией "Automobiles René Fonck"

Рене Фонк за рулем модели с 4-цилиндровым мотором, разработанной компанией "Automobiles René Fonck"

Затем последовало создание "Société des Automobiles René Fonck". До момента закрытия в 1925 году фирма выпустит дюжину скоростных моделей, оснащенных 4-/6-/8-цилиндровыми двигателями, которые регулярно выставлялись на Парижском автосалоне. За время работы компании Фонк получит шесть патентов на конструкцию распредвалов, коробок передач, приборного щитка, систем крепления и охлаждения двигателей.

Новости партнеров

Новости партнеров