quto.ru
Опубликовано 12 марта 2022, 09:00
6 мин.

Как Энцо Феррари «убил свою мать»

И кого можно считать связующим звеном между гоночными Ferrari и первыми «Жигулями»
Мы продолжаем серию публикаций к 75-летию компании Ferrari. Сразу громко заявив о себе в конце 1940-х, она начала следующее десятилетие борьбой за чемпионский титул в только что организованной Формуле-1, чтобы затем навсегда стать неотъемлемой частью королевских гонок. Где болиды Формулы-1, и где вазовская «копейка»? Между тем, орбиты этих, казалось бы, бесконечно далеких друг от друга объектов автомобильной вселенной пересеклись. Все благодаря стремлению Энцо Феррари сполна отдать давний должок Alfa Romeo.
Альберто Аскари, который в 1940 году был пилотом ААС 815, сконструированной под руководством Энцо Феррари, за рулем 500 F.2 принесет команде из Маранелло первые чемпионские титулы в Формуле-1.

Энцо Феррари мог сколько угодно троллить Alfa Romeo, окрашивая свои первые модели в темно-красный цвет гоночного подразделения миланской марки, откуда ушел в 1939-м, громко хлопнув дверью, но имелся лишь один способ сполна расплатиться за давние обиды — одолеть «змееносцев» (змей изображен на эмблеме «Альфы») в гонках первой величины.

Альберто Аскари за рулем Ferrari 125 F.1 придет вторым к финишу Гран При Монако 1950 года. Первый блин в королевских гонках для команды из Маранелло не вышел бесформенным комом. Но Энцо Феррари хотел бОльшего.

Альберто Аскари за рулем Ferrari 125 F.1 придет вторым к финишу Гран При Монако 1950 года. Первый блин в королевских гонках для команды из Маранелло не вышел бесформенным комом. Но Энцо Феррари хотел бОльшего.

С 1950 года триумфы Ferrari 166 в реанимированной после Второй мировой «классике», вроде Mille Miglia, Targa Florio, 24-часовых марафонов в Ле-Мане и Спа, уже не котировались так высоко, как прежде. Королевской дисциплиной в автоспорте стала новорожденная Формула-1 с ее чемпионатом.

Сквозь тернии

13 мая 1950 года. На старте Гран При Великобритании, дебютного для Формулы-1, команда Ferrari отсутствовала. И не из-за суеверия: в Италии несчастливым числом считается не чертова дюжина, а 17. Энцо Феррари якобы посчитал вступительный взнос для участия в гонке недостаточным, что принижало значимость соревнования. Однако злые языки поговаривали, что скоростная британская трасса совсем не подходила для имевшихся у скудерии 125 F.1, и это похоже на правду. Причем приукрашенную.

4.5-литровый атмосферный V12 конструкции Аурелио Лампреди вселил в команду Ferrari надежду по ходу не слишком удачно складывавшегося дебютного сезона в Формуле-1.

4.5-литровый атмосферный V12 конструкции Аурелио Лампреди вселил в команду Ferrari надежду по ходу не слишком удачно складывавшегося дебютного сезона в Формуле-1.

История участия Ferrari в чемпионатах Формулы-1 началась 21 мая 1950-го на уже тогда культовой трассе в Монако. Феерический завал на стартовом круге, выбивший почти половину из 19 участников, сразу вывел в лидеры Хуана Мануэля Фанхио на Alfa Romeo 158, который уже не уступил лидерства. Альберто Аскари, представлявший Ferrari, пришел вторым, но его отставание от победителя составило один круг – cлишком много для гонщика экстра-класса.

Коммендаторе убедился в правоте инженера Джузеппе Буссо, доказывавшего, что при рабочем объеме всего в 1,5 литра V12, использованный на 125 F.1, окажется недостаточно эффективным. Установка на формулический вариант двигателя компрессора (в том числе двухступенчатого) Roots мало что изменила: V12 Ferrari уступал минимум 70 л.с. также 1.5-литровой рядной наддувной «восьмерке» Alfa Romeo. К тому же Ferrari 125 F.1 отличалась крайне взбалмошным характером. Чуть переусердствовал с акселератором, и машину одинаково легко разворачивало как на 50, так и на 250 км/ч. Дорино Серафини, один из гонщиков Ferrari в сезоне 1950 года, даже в шутку посоветовал Коммендаторе соединить руль с задней, ведущей осью 125 F.1, поскольку иначе машина отказывается ехать прямо.

Как Энцо Феррари «убил свою мать»

Создать новый двигатель по ходу сезона — задача почти нерешаемая даже в те далекие времена. Но у Энцо Феррари имелся джокер — проектировавший в годы Второй мировой авиационные моторы Аурелио Лампреди. Он сделал ставку на атмосферный V12 с рабочим объемом до 4.5 л, благо технический регламент в дебютном сезоне Формулы-1 позволял использовать такие двигатели наряду с наддувными 1.5-литровыми. Опробовав в двух Гран При промежуточные версии нового V12, Лампреди подготовил к заключительной гонке сезона в Монце топовый вариант мотора, который при своих 4494 «кубиках» выдавал примерно те же 350 л.с., что и «восьмерки» Alfa Romeo.

Легендарный инженер-моторист Аурелио Лампреди (второй слева) и Энцо Феррари (четвертый слева) у Ferrari 375 F.1.

Легендарный инженер-моторист Аурелио Лампреди (второй слева) и Энцо Феррари (четвертый слева) у Ferrari 375 F.1.

В квалификации Фанхио лишь на 0,1 секунды опередил Аскари на Ferrari 375 F.1. Правда, в гонке оба сошли из-за механических проблем, но Аскари на подменной машине все же пришел к финишу вторым вслед за ставшим чемпионом Нино Фарина из команды Alfa Romeo. Для Ferrari, чей лучший гонщик в общем зачете стал пятым, сложный сезон завершился на мажорной ноте: у команды из Маранелло, кажется, появилось оружие, способное сокрушить крепость «змееносцев».

14 июля 1951 года Хосе Фройлан Гонсалес по прозвищу "El Cabezón" (головастик — исп.) выиграл для Ferrari первый Гран При Формулы-1. Желанный реванш Энцо Феррари за его вынужденный уход из Alfa Romeo в 1939-м состоялся.

14 июля 1951 года Хосе Фройлан Гонсалес по прозвищу "El Cabezón" (головастик — исп.) выиграл для Ferrari первый Гран При Формулы-1. Желанный реванш Энцо Феррари за его вынужденный уход из Alfa Romeo в 1939-м состоялся.

Часы — гонщику, машина — диктатору

Почувствовав дыхание преследователей, Alfa Romeo в межсезонье выжала максимум из своей рядной «восьмерки», спроектированной еще до Второй мировой. С помощью двухступенчатого компрессора, обогащенной смеси и впрыска метанола мощность удалось довести до немыслимых для 1.5-литрового двигателя 425 л.с. Впрочем, и расход топлива у Alfa Romeo с новым индексом, 159, оказался запредельным: 190 л/100 км! Тем не менее первые три Гран При сезона 1951 года остались за «змееносцами», но кто-то из пилотов скудерии на Ferrari 375 F.1 при этом оказывался в призах.

Наконец, наступило 14 июля 1951 года, день первого для команды из Маранелло Гран При Великобритании. И в квалификации, и в гонке доминировали два аргентинца: Хосе Фройлан Гонсалес, выступавший за Ferrari, и Хуан Мануэль Фанхио из Alfa Romeo. Гонсалес блестяще воспользовался неумеренностью аппетита машины соперника, что вынудило того дважды дозаправляться, и способностью своего атмосферного V12 быстрее откликаться на газ при выходе из поворотов. В результате, на финише менее мощную Ferrari 375 F.1 и Alfa Romeo 159 разделила почти минута!

Хосе Фройлан Гонсалес (слева) у Ferrari 212 Inter с кузовом от ателье Vignale, которая предназначалась Хуану Доминго Перону. Президент Аргентины на этой машине откроет автодром "17 октября" в Буэнос-Айресе.

Хосе Фройлан Гонсалес (слева) у Ferrari 212 Inter с кузовом от ателье Vignale, которая предназначалась Хуану Доминго Перону. Президент Аргентины на этой машине откроет автодром "17 октября" в Буэнос-Айресе.

Оставшегося в Италии Энцо Феррари немедленно оповестили об исторической победе по телефону, и Коммендаторе, как он напишет позже, «расплакался от счастья. Но к слезам радости примешивались слезы боли. Было ощущение, что я убил собственную мать [Alfa Romeo]». Дальше — больше! Альберто Аскари выиграл для скудерии два последующих Гран При, в Германии и Италии, а чемпионского титула пилота Ferrari лишила, возможно, лишь ошибка Коммендаторе с выбором шин на заключительный этап в Испании.

Хуан Перон у 212 Inter с кузовом от ателье Ghia, одной из нескольких Ferrari в гараже генерала.

Хуан Перон у 212 Inter с кузовом от ателье Ghia, одной из нескольких Ferrari в гараже генерала.

Но не Аскари получил самый щедрый подарок от Энцо Феррари по итогам знаменательного сезона. Хосе Фройлану Гонсалесу за первую победу в Формуле-1 над Alfa Romeo достались часы и, как поговаривали, роскошная Ferrari 212 Inter. Впрочем, много позже гонщик рассказал, что служил лишь «перегонщиком» машины генералу Хуану Доминго Перону, президенту и диктатору Аргентины, а по совместительству большому поклоннику моделей из Маранелло. Коммендаторе нашел удобный способ порадовать своего VIP-клиента с неоднозначной репутацией, оставаясь как бы в тени...

Ferrari 375 F.1 Альберто Аскари, Луиджи Виллорези и Хосе Фройлана Гонсалеса в боксах команды во время Гран При Италии 1951 года.

Ferrari 375 F.1 Альберто Аскари, Луиджи Виллорези и Хосе Фройлана Гонсалеса в боксах команды во время Гран При Италии 1951 года.

Козырная «четверка»

Современную Формулу-1 принято критиковать среди прочего за ограниченность круга конкурентов на главный титул. В 1952-м все обстояло еще хуже. Alfa Romeo, имевшая тогда статус государственной компании, не получила бюджетных средств на разработку новой модели и отказалась от участия в королевских гонках. Снялся с чемпионата и британский середнячок, BRM. Восполнить эти заметные бреши в рядах немногочисленных конкурентоспособных команд-участниц оказалось невозможно еще и потому, что уже было объявлено о введении нового технического регламента с 1954 года. Им в частности предусматривалось ограничение рабочего объема атмосферных двигателей до 2,5 литра. Желающих строить моторы для Формулы-1 в расчете всего на два сезона, оставшихся до вступления в силу нового регламента, не нашлось. Для спасения интереса к совсем юному чемпионату его организаторам пришлось «сыграть на понижение»: в сезонах 1952-1953 годов на трассы Гран При должны были выйти менее дорогие машины Формулы-2, что позволяло расширить круг участников.

10 июля 2011 года в честь 60-летия победы Хосе Фройлана Гонсалеса четыре круга по трассе автодрома в Сильверстоуне за рулем Ferrari 375 F.1 выполнил Фернандо Алонсо, тогда пилот команды из Маранелло. Позже в тот же день испанец выиграет Гран При Великобритании.

10 июля 2011 года в честь 60-летия победы Хосе Фройлана Гонсалеса четыре круга по трассе автодрома в Сильверстоуне за рулем Ferrari 375 F.1 выполнил Фернандо Алонсо, тогда пилот команды из Маранелло. Позже в тот же день испанец выиграет Гран При Великобритании.

Энцо Феррари такое решение оказалось на руку как никому другому. Еще в 1951-м Коммендаторе, засомневавшись в перспективах малолитражного V12 и в Формуле-2, как-то в воскресенье прямо с утра усадил Аурелио Лампреди за чертежный стол, а чтобы главный инженер компании сутки напролет корпел над проектом нового, 2.0-литрового атмосферника, обеспечил бесперебойную подачу бутербродов и красного вина. В итоге, всего через три месяца двигатель был готов.

Надежность 2.0-литровой атмосферной «четверки» Ferrari 500 F.2 повышал блок цилиндров, отлитый заодно с головкой, и система зажигания с двумя свечами на каждый цилиндр и двумя магнето. При этом мотор был легче V12 такого же рабочего объема на 45 кг

Надежность 2.0-литровой атмосферной «четверки» Ferrari 500 F.2 повышал блок цилиндров, отлитый заодно с головкой, и система зажигания с двумя свечами на каждый цилиндр и двумя магнето. При этом мотор был легче V12 такого же рабочего объема на 45 кг

Эта «четверка», мощность которой доведут примерно до 200 л.с., превратит Ferrari 500 F.2 в непобедимое оружие и обеспечит Альберто Аскари два чемпионских титула в переходный период 1952-1953 годов. Трудно поверить, но Лампреди в кратчайшие сроки удалось поднять вдвое, до 100 л.с., стандартную для гоночных атмосферников той эпохи литровую мощность и одновременно качественно улучшить надежность двигателей. Пройдет еще 10 лет, и Аурелио Лампреди создаст мотор для Fiat 124, который на просторах СССР превратится в тольяттинскую «копейку»...

Автомобильные новости