Когда дорога заботится о вас: технологии дорожной безопасности

Когда вы передвигаетесь на автомобиле, за вашу безопасность отвечаете вы и автопроизводитель. Последний провел краш-тест, в рамках которого испытал машину на прочность в ситуациях, которые могут негативно сказаться на вашем здоровье или даже жизни.

Но не только стараниями конструкторов аварий будет становиться все меньше, как и пострадавших в них. Дорожные компании также зачастую заинтересованы в непрерывном трафике, который никак не тормозится каким-нибудь ДТП. Понятно, что к нашим дорожникам это практически не относится, но тем не менее.

Все чаще появляются новости об испытаниях новинок, призванных оградить водителя от опасных ситуаций или, если страшное уже произошло, минимизировать ущерб. Мы поговорим о трех технологиях, которые придуманы именно для этого.

Тросовые ограждения

Один из самых распространенных видов заграждения — тросовый барьер. Их начали применять в США еще в 1960-х годах. Но в самом начале их применения они имели слишком низкое натяжение, которое лишь слегка компенсировало их провисание. Это делало их менее эффективными, что в 1980-х годах привело к появлению барьеров с предварительно натянутыми тросами, закрепленными анкерных устройств.

Американская статистика тут же признала такие конструкции высокоэффективными, так как количество смертей в случаях ДТП со столкновением разделительного барьера резко снизилось. Лишь 16% случаев имели печальные последствия за период в 1999 по 2004 годы.

Кроме того, есть и ряд других преимуществ перед цельнометаллическими и бетонными ограждениями. К примеру, во время ДТП практически всегда происходит вылет стоек, на которых закреплен трос, из своих гильз. Сам трос при этом остается целым и не требует замены.

В России из-за отсутствия необходимых нормативных актов тросовые барьеры не применялись до 2013 года. Несмотря на широкое применение подобных устройств на трассах в странах Скандинавии, в России они все еще имеют статус экспериментальных устройств. Основным недостатком для нашей страны является невозможность проезда по центральной разделительной полосе спецтранспорта.

Светоотражающая разметка

Как и в случае с тросовыми заграждениями в Европе и США светоотражающую разметку применяют довольно давно. История светоотражающих элементов на дороге началась еще в 1930-х годах, когда британский ученый Перси Шоу изобрел и запатентовал световозвращающее устройство, названное «Кошачий глаз». Именно это устройство стало прародителем современных катафотов.

Reload
1 / 3

Калифорнийский транспортный департамент занялся подобной проблемой в 1950-х годах, когда Элберт Дайсарт Боттс устроился туда на работу и стал изучать светоотражающие краски, применяемые для дорожной разметки. И он добился впечатляющих успехов, создав гидрофобную краску, которой был не страшен дождь до тех пор, пока не слой воды не покрывал разметку полностью.

Так Боттсу пришла в голову идея приподнять элементы разметки, чтобы даже во время дождя они находились над поверхностью воды. Кроме того, при наезде на такую разметку водитель слышал глухой удар, который предупреждал его о ее пересечении.

Первоначально такую разметку крепили с помощью гвоздей, которые быстро вылетали. Со временем один из учеников Боттс создал эпоксидную смолу, которая надежно крепила элементы к дорожному полотну, возвышая их примерно на 6 мм над дорогой.

Роликовый барьер

Одно из самых передовых изобретений, придуманное в Южной Корее. Специальный металлический барьер с пластиковыми роликами, напоминающий конвейерную ленту, но поставленную ребром.

При производстве применяется мягкий металл, который при ударе деформируется, частично гася тем самым силу удара. Ролики, в свою очередь, меняют направление движения автомобиля, перенаправляя его вдоль обочины.

Барьерное ограждение состоит из прочных стальных труб высотой 96 см, между которыми располагаются пластиковые свободно вращающиеся ролики высотой 40 см. Департамент безопасности дорожного движения Южной Кореи уже испытал и одобрил это решение. А первой страной, где установят эти барьеры, станет Малайзия. Контракт уже заключен и вскоре самые опасные участки дорог в рамках пилотного проекта оборудуют ими.