Законопослушные автовладельцы платят штрафы за «двойников»

Кадр НТВ. Архив

Немалую проблему для законопослушных автовладельцев стали создавать в последнее время так называемые машины-двойники.
Речь идет об уловке автоугонщиков, которые навешивают на краденые автомобили поддельные регистрационные знаки с существующими в базе данных ГИБДД номерами. Номера подделывают, высматривая на улицах схожие по цвету и модели машины.

С недавних пор эта проблема перестала быть головной болью только автоинспекторов и хозяев краденой автотехники. Изобретательность угонщиков вышла боком и для законных владельцев машин.

С развитием в городах и на автомагистралях системы автоматической фотовидеофиксации все чаще стали получать по почте «электронные штрафы» те, кто ничего не нарушал. Эта проблема ярко выявилась в Подмосковье - одном из самых продвинутых в развитии дорожной электроники регионов. Здесь с начала года уже выловили 18 машин-двойников. Проблема серьезная, но в ГИБДД не склонны драматизировать ситуацию. Они научились вычислять ловкачей. В этом им оказывают неоценимую помощь комплексы фотовидеофиксации, сетью опутавшие регион.

Но в процессе поимки угонщиков возникают определенные неудобства и для законопослушных владельцев двойных машин. Что им делать, как избавиться от двойника и самому не попасть на штрафные суммы? Об этом корреспонденту «РГ» рассказал сотрудник УГИБДД по Московской области Вадим Карнаухов.

Вадим работает в отделе с труднопроизносимым длинным названием, который по старинке называют отделом розыска. Именно сюда стекается информация по машинам-двойникам. С введением в области автоматического фиксирования нарушений, стало возможным быстрое выявление этих преступлений. Двойники стали попадать в объективы камер за превышение скорости. А «письма счастья» при этом отправлялись владельцам легальных авто. Некоторых из них буквально завалили штрафами. Если Вы оказались в подобной ситуации, ГАИ советует немедленно звонить либо на «горячую линию» ГИБДД региона, либо в Подмосковье напрямую в единый центр обработки данных.

После тревожного сигнала сотрудники отдела розыска в ручном режиме собирают и просматривают все архивы записей. Это несложно, поскольку видеонарушения не уничтожаются. Вадим Карнаухов говорит, что определить, двойник ли попал в кадр или легальное авто, удается всегда. Но в любом случае бремя доказывания лежит на владельце транспортного средства.
- Некоторые водители указывают нам на конструктивные различия между легальным авто и двойником. Некоторые предоставляют другие доказательства, - говорит Карнаухов. - Недавно, например, водитель привез нам распечатку со спутниковой системы, установленной на его машине, и доказал, что в момент нарушения был в другом месте.

У гаишников, по словам Карнаухова, есть свои оперативные секреты, о которых в открытой печати говорить нельзя. Но главное - это то, что преступники все равно рано или поздно попадаются.

Ловят угонщиков следующим образом. После установления факта наличия двойника выставляется «сторожок» в базу данных на эту машину. Камеры слежения сканируют автомобильный поток и мгновенно опознают номера машин, объявленных в розыск. Как только электроника идентифицирует разыскиваемый номер, тут же включается сирена на пульте у дежурного инспектора.
Как рассказал Карнаухов, пока ни один из двойников, выставленных в розыск, дольше месяца не бегал. По сути, говорит офицер, с введением в области систем фотовидеофиксации применение двойников становится бессмысленным. Судя по темпу, с которым их удается вычислить, скоро этот вид преступлений, как ожидают в ГАИ, должен пойти на убыль.

Таблица штрафов и ответственности за нарушение ПДД.