Залоговый капкан

Все чаще автомобилисты обращаются к юристам по причине изъятия у них «железного коня», который находится в залоге по невыплаченному кредиту предыдущего хозяина. Все подобные обращения имеют одинаковую историю. Мошенник приобретает автомобиль в кредит, ставит его на учет в ГИБДД, а Паспорт транспортного средства (ПТС) в банк, как положено, не возвращает...

Два года назад житель Москвы гражданин М. купил Mercedes CLK 200 по объявлению на автомобильном портале. Предложение было выгодным. Абсолютно новое авто «пробегало» всего пару недель. И цена была привлекательной, всего 50 тысяч долларов, на порядок дешевле среднерыночной. Документы подозрений не вызвали: «чистый» ПТС, один владелец.

Как и положено, после покупки М. поставил машину на учет в ГИБДД и спокойно ездил на ней целый год, пока из Головинского районного суда не пришло уведомление о том, что авто находится в залоге у банка и подлежит изъятию в счет погашения кредита, взятого прежним хозяином. «Я был крайне удивлен таким оборотом событий, — делится впечатлениями пострадавший, — обратился в суд с апелляцией». Апелляцию отклонил и Головинский суд, и даже вышестоящий — Мосгорсуд. В общей сложности тяжба тянулась еще год. В итоге, за машиной пришли приставы и забрали ее в пользу банка. Никакой компенсации гражданину М. не выплатили. Фактически он потерял порядка 40 тысяч долларов (цена автомобиля после амортизации).

Как ни удивительно, подобные ситуации происходят достаточно часто. Российские суды принимают сторону банков, изымают машины у добросовестных владельцев, которые приобретали их вполне легально.

Схема происхождения таких ситуаций выглядит однотипно: мошенник, имея ПТС на руках, снимает автомобиль с учета в ГИБДД и продает, как правило, через посредника, по доверенности. Банк, выдавший кредит, не получает платежи и обращается в судебные органы, которые накладывают арест на залоговое имущество. То есть новый владелец попросту лишается приобретенного автомобиля. Подобные случаи носят массовый характер, суды постоянно встают на сторону банка, а не нового владельца.

Основными участниками кредитного договора являются банк и заемщик. Причем заемщик обязан застраховать автомобиль по КАСКО, поставить его на учет в ГИБДД и сдать ПТС в банк до погашения задолженности. Понятно, что это делается для снижения рисков банка в случаях аварии или угона. О том, что транспортное средство куплено в кредит и является залогом по кредиту, знают только в банке, в страховой компании, и естественно, сам хозяин. В ГИБДД такой информации нет, хотя это единственная организация, которая осуществляет регистрационные действия при смене собственника машины. Это брешь в законодательстве мошенникам только на руку.

Покупка нового автомобиля: советы специалиста.

«Для исключения возможности мошеннических действий по кредитным автомобилям необходимо изменить законодательство. Изменить его таким образом, чтобы и сотрудники ГИБДД, и потенциальный покупатель авто имели информацию о наличии ограничений на ее отчуждение, — считает лидер Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин, — реализовать это достаточно просто. Необходимо делать соответствующие записи в разделе «особые отметки» в ПТС».

Покупатели автомобилей смогут проверить кредитную историю покупки.

По мнению экспертов, эту обязанность законодательно необходимо возложить на сотрудников банка, а сотрудникам ГИБДД запретить отчуждение машины, если в ПТС есть соответствующая запись и нет официального, письменного подтверждения банка о погашении задолженности по кредитному договору.

Будьте бдительны!

Scriptio: Владимир Дмитриев.