Ездить на дедушкиной "Копейке" и старом BMW гораздо интереснее, чем на современном авто? Ничего удивительного! На это есть вполне объективные причины…Сразу же оговоримся, мы ни в коем случае не выступаем против прогресса. За время своего существования автомобиль прошел гигантский эволюционный путь от непонятных самобеглых колясок, проигрывавших даже каретам и повозкам, запряженным лошадьми, до одного из самых красивых, удобных и быстрых видов транспорта. Даже за последние 25 лет машины стали гораздо быстрее, безопаснее и комфортнее, чем было до этого. Правда, у этого есть один существенный недостаток. Автомобили доставляют водителю все меньше и меньше удовольствия от вождения. Но почему? Ведь сегодня даже среднестатистический автомобиль В-класса, оснащенный мотором объемом всего лишь 1,6 литра, способен развивать очень высокие скорости по меркам середины ХХ века, да к тому же еще и гораздо комфортнее. Однако проблема заключается в том, что машины действительно становятся менее интересными по абсолютно объективным причинам. Мы собрали 10 факторов, которые привели к тому, что автомобили уже не доставляют нам былого удовольствия. Фокус на пассивной безопасностиНикто не спорит, защита водителя и пассажиров в случае потенциальной аварии всегда должна быть на первом месте, ведь речь идет о человеческих жизнях. И хотя прогресс автоиндустрии в этой сфере можно только приветствовать, нельзя не отметить, что у него есть некоторые побочные дефекты. Какие? Например, страдает дизайн. Автомобили, создаваемые в наши дни, должны выдерживать краш-тесты, причем достаточно серьезные. Поэтому о настоящих экспериментах с формами как в 60-70-х годах можно забыть. Кроме того, чем больше различных систем безопасности, тем больше масса автомобиля, а, значит, и динамика. Стремление к максимальному комфортуЭтот пункт похож на предыдущий, с той лишь разницей, что массу автомобиля увеличивают различные системы, отвечающие за комфорт водителя. Сейчас многим уже кажется, что без сидений с подогревом, кондиционера, электростеклоподъемников и мультимедийной системы с сенсорным экраном автомобиль будет "голым". Правда, при этом мало кто задумывается, что какой-нибудь старый BMW Е30 способен подарить ничуть не меньше радости от вождения, хотя у него нет и десятой доли указанных "прибамбасов". Есть и другой момент. Концентрация на дополнительных опциях ведет к тому, что человек обращает все меньше внимания на ездовые характеристики автомобиля, и все больше сравнивает машины как какие-нибудь гаджеты. Рост размеровВроде бы, этот пункт можно только приветствовать. Скажем, сегодня какая-нибудь Skoda Fabia превосходит по размерам Volkswagen Golf первого поколения, хотя формально относится к классу "В". Но у этого явления тоже есть оборотная сторона. Из-за увеличения размеров покупателю начинает казаться, что он купил "больше машины", чем есть на самом деле. А на ездовых характеристиках это явление при этом никак не сказывается. Ужесточение требований по экологииПомимо объективно положительных явлений в виде более чистого воздуха, ужесточение норм по выбросам СО2 привело фактически к смерти атмосферных моторов большого объема. Но дело не только в этом. Концентрация на экологии приводит к тому, что производители начинают больше думать о том, как уложиться в жесткие рамки, вместо того, чтобы конструировать более совершенные технические моторы. А некоторые компании так вообще начинают хитрить, и пытаются "обмануть систему" – достаточно вспомнить знаменитый "Дизельгейт". А ведь буквально 30 лет назад "грязные" машины никого не смущали, и, почему-то еще и доставляли всем радость. Распространение турбонаддуваВ наши дни турбомоторы ставятся практически на каждую модель, продаваемую на рынке. Вроде бы, новые двигатели мощнее старых. Однако если вспомнить, что сами автомобили также стали больше и тяжелее, то можно понять, что весь этот плюс начисто убивается. В общем, современные турбомоторы малого объема "фана" от езды также не добавляют, к тому же, традиционные "атмосферники" обычно отличаются лучшей надежностью. Установка усилителя рулевого управленияЭтот пункт может показаться странным, но мы все же поясним, что имеем в виду. Все дело в удовольствии от "кручения баранки". Да, сегодня поворачивать руль гораздо проще, чем 50 лет назад, и фактически даже превратилось из работы в развлечение. Однако именно раньше человек за рулем чувствовал, что он – Водитель с большой буквы, а не просто пользователь машины. А еще без "усилка" гораздо лучше чувствуется обратная связь от автомобиля. Короче говоря, современные усилители рулевого управления отличаются точностью и остротой, но радости это никак не прибавляет. ГибридизацияБуквально 15 лет назад гибриды на дорогах встречались довольно редко, сейчас автомобили с такой силовой установкой есть у каждого уважающего себя производителя, а уже очень скоро гибриды окончательно станут обычным делом. В ряде европейских стран, например, уже готовятся запретить машины, в которых установлен только классический ДВС. Конечно, гибриды потребляют меньше топлива и производят значительно меньше вредных выбросов. Вот только гибридная силовая установка сложнее в конструкции, и практически всегда подразумевает установку автоматической или роботизированной коробки передач. А заодно увеличивает и массу автомобиля. То есть ни погонять толком, ни поработать с друзьями в гараже вы с такой машиной уже, скорее всего, не сможете. Новые шиныАвтомобильную резину прогресс затрагивает точно так же, как и все остальное. Конечно, современные шины лучше держат дорогу, чем их аналоги из прошлого. Со всех точек зрения это – плюс. Но если вы любите позажигать за рулем, это – небольшой, но минус. Дело в том, что современные шины нередко имеют очень тонкую грань между хорошим сцеплением с дорогой и срывом. Как следствие, езда на предельных значениях превращается в чем-то даже в большее испытание, чем раньше. Причем покупка старых или дешевых шин не решает эту проблему. Неотключаемая система стабилизацииДинамическая система стабилизации или ESP – это технология, которая спасла от ДТП и их последствий ни одну сотню водителей. Однако поскольку система борется с потерей управляемости автомобиля при помощи торможения того или иного колеса и снижения оборотов двигателя, "позажигать" с ней по-настоящему не получится. Неслучайно кнопку отключения ESP даже прозвали "кнопкой удовольствия". Правда, сейчас функцию электронного контроля устойчивости делают все более неотключаемой. Даже на спортивных моделях вроде BMW M в соответствующем режиме ESP не отключается до конца, вмешиваясь в самый последний момент. В общем, безопасности от этого, конечно, больше, а радости от вождения, увы, меньше. Распространение АКПКонечно, к пункту АКП в данном случае надо отнести все подобные коробки – и классические гидротрансформаторы, и роботы с двумя сцеплениями, и вариаторы. Хотя технически это, конечно, совершенно разные коробки. Но суть заключается в другом: современные трансмиссии избавляют водителя от необходимости самостоятельно переключать передачи. Более того, они зачастую справляются с этой задачей быстрее живого человека. Вроде бы радоваться, да и только. Но какой же был кайф сесть в машину с "ручкой", поехать и чувствовать, что ты управляешь автомобилем, а не он – тобой. Не случайно даже Porsche до сих пор поставляет в США 911-е с МКП, хотя в этой стране большинство никогда не садилось за руль машины с "механикой". Правда, рано или поздно, наверное, сдадутся и они. Автомобили станут еще удобнее, а радости – еще меньше. Фото: Shutterstock / VOSTOCK Photo